КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Абстрактные фильмы

Экспериментальными являются и абстрактные фильмы. В абстрактном фильме ударение делается исключительно на демонстрации структурных качеств зрительной и звуковой сфер. Степень «абстрактности» может быть различной. В фильме «Дом», о котором мы уже говорили, совсем нет фабулы, но отдельные куски связаны общим настроением. Из более старых фильмов напомним еще раз о фильме «Берлин, симфония большого города». Развитие эпизодов, внешне связанных между собой лишь очень слабо, совершается здесь не в драматургическом плане, а в плане чередования времени суток, которое, конечно, сконденсировано до времени, отведенного на киносеанс.

Короткометражный фильм-репортаж «Нью-Йорк, Нью-Йорк...» с большим правом заслуживает названия экспериментального: эффекты симультанизма (накладывание друг на друга множества человеческих фигур, машин, домов и т. д. в одном кадре) в зрительной сфере и электронные — в музыкальной — это уже отчетливые формы снятия реальности. Адекватное движение в обеих сферах — единственное, что их связывает. Фабульный момент, когда человек и его переживания являются альфой и омегой всего фильма, в экспериментальных фильмах такого рода может иногда уходить на задний план Разумеется, это не значит, что фильм не выражает мыслей и чувств человека, только передаются они совершенно другими средствами. Сюда же относятся сюрреалистические фильмы, где зрительный ряд дает возможность показать свободный ход целых цепей ассоциаций. В подобных фильмах господствуют не законы реального действия, а законы индивидуальной фантазии создателя фильма. И здесь материал звуковой сферы может быть также экспериментальным.

В гораздо большей мере абстрактны фильмы, показывающие движение линий, цветных пятен или деформированных фигур, то есть фильмы, где не только нет больше никаких элементов действия, но и изображаемых предметов или же в которых предметы настолько деформированы, что присущий им как реальным предметам смысл полностью утрачивается. Степень снятия с них реальности бывает различной, взаимоотношения между реалистическими и нереалистическими элементами — тоже.
Чисто абстрактный фильм — это только игра форм, можно сказать, визуальная музыка. Здесь следует назвать короткометражный фильм, к которому Шенберг написал свое единственное музыкальное сочинение для кино, выдержанное в серийной технике: «Сопроводительная музыка к киносцене» (1930), далее, первые абстрактные английские фильмы, абстрактные фильмы Леона Лея и в последние годы — Мак-Ларена, где и зрительный и звуковой ряд синтетически генерируются. Абстрактные фильмы предлагают нам не реконструкцию форм жизни, они пытаются показать нам жизнь форм, их движение, их «игру»; такая «жизнь» в кадре особенно хорошо наслаивается на жизнь звуковых структур, на музыку.

В Польше этот киножанр представлен «Кинеформами» Павловского и Урбанского, построенными на совершенно новой технике. Приспособление музыки к зрительному элементу здесь происходит только путем приспособления форм движения и качества звучания. Когда Шеффер берется за зрительную транспозицию вальсов Штрауса, за некую «рисованную хореографию», уже не музыка сопровождает зрительную сферу, а наоборот, зрительная сфера комментирует музыку. Зрительный ряд здесь до некоторой степени превращается в движущийся орнамент; он не автономен, а подчинен музыке.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.