КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Антиреалистичность художественных приемов

Итак, двоякое функционирование киномузыки требует двоякой установки восприятия, и зритель осуществляет ее бессознательно, подобно тому, как он бессознательно истолковывает в двояком смысле изменения динамики звучаний. В этом случае тоже необходима некоторая эластичность установки восприятия, которая допускает скачкообразную смену интерпретации слышимого.
Насколько кинозритель приспосабливает свой собственный слух к зрительно изображаемому миру, лучше всего показывают такие парадоксальные кинематографические явления, как сцена, где актер подносит к уху раковину и мы слышим ее глухой шум, ничуть этому не удивляясь; или когда герой оглох и больше ничего не слышит (в фильме о Бетховене или Сметане); весь мир вокруг него умолкает, но и для нас наступает безмолвие, однако мы вовсе не думаем, что и нас поразила глухота. Здесь микрофон отождествляется с ухом изображаемого персонажа, а наше ухо — с микрофоном.

Мы считаем естественным, когда нечто, возникающее в сфере слуховых явлений изображаемого пространства, воздействует на наше реальное пространство и наше восприятие. Эти художественные приемы в высшей степени антиреалистичны; никто из нас не может слышать шума в морской раковине, которую держит у своего уха другой, и ни для кого не умолкает весь мир, когда оглох другой.

Приведенные примеры должны лишь служить доказательством того, что все слышимое нами в кино и то, как мы все это слышим, подчиняется несколько иной закономерности, чем восприятие действительного звучания. Это касается также музыки; здесь стоит вспомнить разобранные примеры музыкальных галлюцинаций, которые кинозритель воспринимает как реально звучащую музыку, но одновременно считает их субъективными галлюцинациями персонажей фильма.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.