КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Большая гибкость кинофильма

Совершенно ясно, что музыка в кадре функционирует для нас иначе, чем музыка за кадром. В первом случае она функционирует как воспроизведенная музыка, точно так же, как шумовые эффекты, связанные с изображаемыми предметами; во втором случае она предназначена для публики и помогает ей в толковании данного кадра.


В традиционной опере нам не приходится так часто менять эту установку, как в кино. Здесь музыка, прежде всего, связана с пением актера, в балете и пантомиме - с танцем и жестами исполнителя. Она сопровождает их большей частью по принципу неукоснительного сочетания; повествует о чувствах человека, когда певец поет о них, иллюстрирует бурю на море, утреннюю зарю, сцены сражений, которые на оперной сцене могут быть показаны лишь весьма несовершенно. В кинофильме музыка может сочетаться с любым содержанием; значит, и тогда, когда не демонстрируются никакие чувства человека, когда он вообще не появляется, она выступает в непосредственной связи с целой зрительной сферой.

С другой стороны, расширение сферы зрительного ряда в фильме снимает непрерывность киномузыки: быстрые изменения в содержании отдельных сцен ведут к параллельным изменениям музыки, а именно ее характера, ее функций, инструментовки, а иногда даже стиля. В опере она непрерывна, ибо она является исходной точкой всего произведения; в кино, напротив, этой основой является зрительный ряд со всем его богатством и изменчивостью, и музыку можно последовательно подчинять этому зрительному ряду, что делает, как мы увидим, мир звуков куда богаче.

Музыку иногда приходится заменять другими слуховыми явлениями, например шумовыми эффектами, речью и т. д. К тому же звуковой ряд может состоять из нескольких пластов, это значит, что музыку могут сопровождать шумовые эффекты, на них может накладываться обыкновенная речь, иногда все три элемента участвуют одновременно. Неодинаковый звуковой характер позволяет различать их, и режиссер рассчитывает на аналитическую способность человеческого слуха и на различное толкование каждого из взаимодействующих одновременно элементов звукового ряда.

В опере нечто подобное вообще невозможно. Там на всем протяжении спектакля исполнительские средства остаются более или менее одинаковыми. Мы видим, следовательно, что большая гибкость в сочетании музыки со зрительным фактором, типичная для кино, ведет за собой некоторую дезинтеграцию звуковой ткани, в то время как большая непрерывность развития самой музыки связана с большей условностью в сочетании с кадром.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.