КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Чем кинофильмы отличаются от литературных произведений и театральных постановок?

Рассуждения Аккара приводят к выводу, что и кино в целом принадлежит одинаково к обеим группам. Готовый фильм уже не зависит от изменчивой игры актера, так как в нем зафиксировано одно-единственное исполнение. Это исполнение не подлежит больше никаким изменениям. Одну киноленту можно проецировать до двухсот раз. Но ее можно размножить в огромном количестве копий. Следовательно, в этом аспекте готовый кинофильм соприкасается с произведениями изобразительного искусства. Но тот факт, что сценарий — еще не фильм и делают его именно актеры, то есть исполнители, опять-таки приближает фильм к театральной пьесе.

С театром, а также с музыкой и литературой фильм роднит и то, что это искусство, которое — в отличие от изобразительных искусств — имеет протяженность во времени, во времени развивается и требует для своего исполнения определенного отрезка времени и определенной последовательности своих фаз во времени. Но, несмотря на эти общие моменты, фильм существенно отличается от упомянутых искусств характером организации временного развития.
Театральное представление показывает развитие действия в непрерывности своих разделов (явлений, сцен, актов), правда, в антрактах между сценами и актами может продолжаться подразумеваемое, не показанное действие, и театральный зритель не забывает об этом. В кинофильме такая непрерывность может осуществляться только в небольших отрезках. Фрагменты действия сменяются гораздо быстрее, фазы короче; ибо принцип монтажа таков, что эпизоды, хотя и относящиеся к одной фабуле, все время сменяются. В принципе этот момент идет от театра, но кино его сильно модифицирует главным образом в отношении количества и темпа изменений.

Нанизывание отдельных отрезков изображаемого времени в фильме происходит гораздо свободнее, чем в театре, и допускает такую же «игру» со временем, с какой мы познакомимся в «игре» с кинематографически изображаемым пространством. Фильм может связывать эпизоды, представляющие различные, происходящие в одно и то же время, но в разных отрезках изображаемого пространства события (например, сооружается эшафот, и в то же время мчится всадник, несущий весть о помиловании), что в театре почти невозможно; кино без всякого труда может показать чередование различных временных отрезков, хронологически более или менее отдаленных друг от друга (например, изображается молодой человек — и тут же он уже в пожилом возрасте); кино может оглядываться назад (например, в ретроспективных фильмах), что нередко происходит в современных романах, например у Олдоса Хаксли, но в театре очень трудно осуществимо (Бертольд Брехт с успехом сделал это в спектакле «Кавказский меловой круг»); оно может показать параллельно две одновременно происходящие линии действия; оно может, наконец, сгустить (сжать) во времени или, наоборот, растянуть различные эпизоды и таким образом добиться более быстрого или медленного темпа развития фильма. Обычно драматическое действие (скажем, сцена бегства) требует сжатия, а лирическое действие (скажем, любовная сцена) — более медленного течения.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.