КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Чем опера отличается от кино?

Но возвратимся к моментам, отличающим музыку кино от оперной. Необходимо подчеркнуть, что видимое глазом движение в фильме играет гораздо более важную роль, нежели в опере. В опере так же, как и в драматическом спектакле, на протяжении целого акта (в новейших операх - более коротких сцен) мы встречаемся с одним и тем же показываемым пространством, где, самое большее, движутся и сменяются только человеческие фигуры. В фильме движение в зрительной сфере заключается в смене показываемого пространства, в частом изменении ракурса кинокамеры внутри того же пространства. По сравнению с этим опера производит впечатление статичности. В фильме можно менять перспективу (приближение, передний и задний плач и т. п.), в онере перспектива слушателя по отношению к произведению в целом, и в частности слуховая перспектива, неизменна, она зависит от" пространственного соотношения места в зале со сценой. В фильме можно приблизить и удалить звук, показать отдельные подробности, сосредоточить на них внимание и использовать их в целях большей выразительности. В опере всегда дается сцена в целом.

В фильме согласование зрительных деталей с музыкальной иллюстрацией возможно, в опере оно встречается реже. В опере нет тщательной разработки деталей, ибо они меняются в каждом отдельном спектакле, в то время, как в кино, фотографически закрепленные зрительные данности всегда одинаковы и потому отделаны до мельчайших подробностей. В опере изменения, имеющие место в каждом спектакле, ведут за собой значительные изменения всех остальных элементов целого. В фильме это отпадает, ибо технически зафиксированное, раз навсегда исполнение всегда потом репродуцируется одинаково. Это, конечно, меняет значение музыки в обоих жанрах.

Но и на этом различия не кончаются. В опере, как и в драматическом спектакле, декорации искусственны, условны. Видимый мир, образующий задний план для действия оперы, всегда иллюзорен, и мы на это соглашаемся, понимая, что это - еще одна специфическая условность оперы. В кинофильме задний план представляет собой либо фотографическую реконструкцию действительности, или же кулису, искусно подделывающую действительность Лес представлен лесом, а не деревьями из папье-маше, море - это настоящее море, а не колышущееся полотно, и т. д. Оперные ситуации теряют свою реальность не только из-за того, что там непрерывно поют, что это пение делает ненатуральными речь и строение фразы, но и из-за сценических условностей, когда все действие происходит "будто нарочно". Именно потому самыми "естественными" оказываются фантастические оперы, и не случайно все боги Олимпа, ада и валгаллы так долю держатся на подмостках сцены, а работницам табачной фабрики ("Кармен" Визе) так трудно было пробиться на эти подмостки. Еще менее естественно выглядят на сцене оперы люди наших дней в нормальных, будничных костюмах, что привело кое-кого к выводу, что этот жанр себя "пережил".

Каждый вид искусства рожден мировоззрением своего времени и не всегда подходит для других эпох, имеющих другое мировоззрение и выражающих его в других формах. Нет ничего удивительного в том, что и музыка в опере, имеющей четырехвековую историю, должна функционировать иначе, нежели в звуковом фильме, совсем недавно отпраздновавшем свое сорокалетие.

Описанные выше различия явились также причиной того, что перенесение оперных форм в кино, нередко практиковавшееся за эти десятилетия, в результате давало только экранизацию оперы, но никак не кинооперу.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.