КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Движение кадров в их взаимосвязи

Движение кадров в их взаимосвязи

Осмысление изображаемых предметов в их взаимных отношениях, понимание того, что с ними происходит, создает основу для третьего фактора целого для осознания действия фильма, его драматургической фабулы. Но этот слои выдвигает другие требования, нежели оба предыдущих; он требует от публики духовной активности более высокого типа. Он создается между публикой и данными самого фильма. Чтобы воспринять зрительные или звуковые впечатления, достаточно пассивного поведения; чтобы осознать их известную предметность, уже требуется некоторая активность.

Понимание связи отдельных кадров с развитием действия в целом предусматривает осмысление их взаимоотношений между собой. Бела Балаш, безусловно, прав, говоря, что в каждом кинокадре существует нечто "закадровое", и оно не всегда в фильме превращается в изображение; оно является результатом причинных связей между отдельными кадрами. Этих связей нельзя "увидеть", их можно только "познать", то есть кинозритель может их присовокупить на основании актов своего мышления, выводов, возникающих из понятого смысла развертывающихся кадров. Но эти акты никогда не могли бы иметь места, если бы не существовала определенная структура фильма, то есть определенное чередование фаз, киномонтаж.

Задача монтажа и заключается в такой композиции развертывающихся кадров, сцен или эпизодов, которая максимально облегчила бы процесс возникновения у зрителя намеченных режиссером комментирующих актов. К этим актам относится осознание не только воспринимаемого в данную минуту отрывка, но и предыдущих. Сумма этого "знания", вытекающего из восприятия развития предыдущих кадров, всегда дополняет показываемый в данную минуту кадр, придает ему определенное значение, напряженность, объясняемые не только его собственным содержанием. Эта направленность содержания - результат определенной направленности зрителя, подготовленного к данному кадру благодаря пониманию предыдущих, благодаря возникающим у него ассоциациям, его собственному жизненному опыту.

Язык кино - это движение кадров в их взаимосвязи. Эту связь реализует зритель в своем восприятии, но режиссер создает надлежащие предпосылки, а именно: он упорядочивает смену кадров и сцен таким образом, чтобы эта связь могла легко осуществиться в уме зрителя. Принципы этой связи, то есть монтажа, бывают очень разными; они являются одним из элементов творческого мастерства режиссера, они осуществляются при помощи различных методов и подчиняются своим законам, они исторически меняются.

Режиссер, применяющий определенный метод монтажа, рассчитывает на определенную реакцию интеллекта у зрителя. В принципе фильм дает только то, что можно увидеть, остальное зависит от того, насколько это "зримое" понятно зрителю и как он его понял. Здесь можно говорить как об объективном, так и о "субъективном" монтаже, ибо оба они представляют основу эстетического переживания фильма.

Но этот закадровый остаток - не только правильно понятая фабула развития фильма. Сюда включается еще один слой (прежде всего в художественных фильмах): подразумеваемое психологическое содержание, которое, в силу зрительно постижимого и знакомого нам выражения этого содержания, связано с каждой данной ситуацией в фильме. Это содержание мы приписываем изображаемым персонажам фабулы фильма; оно охватывает не только эмоциональные, но также интеллектуальные и волевые явления: мы, например, понимаем, что герой фильма в данной ситуации осознал свое положение и реагирует на это соответствующими чувствами, решениями и т. д. Предполагаемые интеллектуальные явления мы сами вводим в данную сцену. Более отчетливо "читаются" в этих случаях эмоциональные переживания героя, если они подчеркнуты поведением актера. Следовательно, и этот слой, неотъемлемый в целостности кинопроизведения, надстраивается над предыдущим.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.