КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Двойная функция цитаты

Цитата может выполнять двойную функцию, а именно служить цитатой для героя фильма и одновременно для зрителя (например, в «Юности Шопена», когда Шопен слушает Каприс Паганини); но она может быть адресована только зрителю, как в старом фильме «Пасторальная симфония», где режиссер дает к картине цветущих садов (без участия людей) сопровождение из «Пасторальной симфонии» Бетховена.
Таким способом он может обогатить сцену всеми теми ассоциациями, которые для зрителя связаны с этой симфонией Бетховена. Ведь эта симфония сделалась символом «пасторального» содержания. Цитата может быть применена и как драматический элемент с собственным высказыванием: влюбленная пара бродит по пустынным улицам города, а из окон одного дома к ним долетают звуки шопеновского ноктюрна. Музыка влияет на настроение этих двух людей, углубляет его, хотя сама она непосредственно с действием не связана.
Здесь надо указать еще на одно особенно тонкое применение цитаты, уже стоящее на грани музыкальной символики: Шостакович проводит в фильме «Новый Вавилон» на больших его отрезках контрапункт двух цитат — канкана из «Орфея в аду» Оффенбаха и... Марсельезы. Символику, заключенную в переплетении этих цитат, нетрудно понять: пронизывающее всю жизнь противоречие между мещанской идеологией и революционными стремлениями. Стилистическое и жанровое различие между этими цитатами еще больше облегчает их истолкование.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.