КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Эффект от взаимодействия музыки и изображения

Комическое в киномузыке отличается ярко выраженной спецификой, зависящей от особенно тесного сочетания музыки со зрительными элементами. Комические эффекты достигаются либо с помощью преувеличенной согласованности звуковых структур со зрительными явлениями, с показанными в кадре движениями (в таких случаях музыка подчеркивает свойственный кадрам комизм), либо, с другой стороны, неестественным и даже парадоксальным сочетанием элементов.


Преувеличенная — чаще всего встречающаяся в мультипликационных фильмах — синхронность музыки со зрительным изображением создает специфический музыкально-кинематографический комизм; в строго параллельных движениях зрительных элементов и музыки, каких в жизни не бывает (яблоки ритмически падают с дерева, огородное чучело и животные бегают туда-сюда в точном соответствии с движением музыкальных линий), и проявляется их vis comica (Бергсон сводит комизм человеческих образов, движений, ситуаций и т. д. к негибкости, механистичности и автоматизму, противоречащим нормальному состоянию и поведению.). Тут музыка регулирует движение в зрительной сфере, откуда возникает комизм, соответствующий бергсоновской теории комического: перенесение музыкального порядка на порядок движений в визуальной сфере придает последним механический, застывший, искусственный характер.

Еще сильнее этот вид комизма действует в игровых фильмах, примером чему служит польский фильм «Изменчивое счастье». Сами по себе смешные движения следопытов, производящие благодаря цейтраферной съемке впечатление механических, их кивки, игра на трубах и т. д. подчеркиваются короткими пародийными музыкальными мотивами, которые своим идеальным соответствием со зрительным фактором еще резче выявляют механический характер движений.
Превосходные примеры комических эффектов, происходящих от специфического взаимодействия музыки и изображения, дает нам старый советский фильм «Веселые ребята». Комизм содержит сцена этого фильма, где трепещущий от страха пастух неожиданно оказывается перед дирижерским пультом: он слышит музыку и начинает бегать вверх и вниз по лестнице, всегда в направлении, противоположном направлению мелодической линии, но зато в идеальной согласованности с ее ритмом. С другой стороны, его беспокойные движения (одергивание пришедшего в беспорядок платья, попытка обрести равновесие и тому подобные движения), понятые оркестрантами как жесты дирижера, сообщают исполняемой в это время оркестром рапсодии Листа совершенно неорганизованный с точки зрения музыки характер; они ведут к весьма неожиданным и ненужным паузам и смещениям темпа, они навязывают музыке свой немузыкальный, неметрический порядок. Комизм этих сцен основан на ложном соотношении музыки с содержанием кадров, несмотря на самую широкую динамическую согласованность движений (несомненно, музыка здесь направляла фантазию режиссера при воплощении комического элемента этих сцен). Здесь перед нами двоякая связь явлений, вызывающая комический эффект: метрический порядок музыки неукоснительно переносится на движения людей, а неметрический характер человеческих движений переносится на ритмическую структуру музыки. Теория Бергсона о комическом как известного рода автоматизме полностью здесь подтверждается.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.