КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Экспериментальный характер фильмов

Явно экспериментальный характер носит тоже знакомый нам фильм «Жизнь прекрасна», где новое больше касается характера применения музыки, нежели ее структуры. Зрительный ряд этого фильма экспериментален лишь постольку, поскольку в нем при монтаже применяется музыкальный метод «контраста мотивов» и «разработка» материала. Этот ряд представляет собой фотографическую реконструкцию тематически разнородных отрезков, которые, казалось бы, лишь слабо связаны друг с другом, но благодаря контрастному их сопоставлению они наводят на совершенно определенный идейный комментарий. Фильм этот содержит антивоенную направленность содержания, а музыка дается как антитеза к зрительной сфере.

Движение в зрительной сфере ускоряется соответственно ускорению музыки, что приводит к совершенно фантастическим эффектам: на материале «Пляски смерти» Иеронима Боша кадры скачкообразно сменяются все быстрее, в ритме рок-н-ролла, и этому неестественному ускорению подвергаются тут же вслед танцевальные сцены живых людей, вплоть до того, что смазывается всякое очертание предметов.

Вполне реалистична фабула польского экспериментального фильма, где эксперимент ограничивается исключительно звуковой сферой: это уже хорошо знакомый нам фильм «Прогулка по старому городу». Экспериментальный характер этого фильма заключается, как уже говорилось, в соотношении зрительной и звуковой сфер: слуховой элемент показывает внутренний мир ребенка далеким от повседневности; в его представлении все явления жизни «омузыкаливаются». Вдобавок различные естественные звуковые явления сверхъестественно усиливаются, и зритель воспринимает их так, как их, вероятно, воспринимает маленькая героиня фильма. Но, кроме того, ребенок дополняет окружающий мир, вкладывая в него новые звуки, новые ассоциации, каких в природе не бывает, но которые кинозритель воспринимает столь же непреложно, как будто они естественны, любопытные эффекты получаются оттого, что в некоторых сценах звуковые явления, принадлежащие к двум различным мирам («подлинному» изображаемому миру и миру фантазии ребенка), наслаиваются друг на друга; например, воображаемые залпы из нарисованных пушек и грохот приближающегося «настоящего» грузовика, крики детей, играющих в войну, и гул воображаемых самолетов.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.