КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Элементы звуковой сферы

Отдельные элементы звуковой сферы (музыка, шумы, речь, тишина) могут быть функционально связаны с каждым из указанных слоев визуальной сферы.

Музыка

  • внешний вид предмета
  • изображение предмета в движении
  • развитие фабулы
  • психологические переживания героя


Шумы

  • внешний вид предмета
  • изображение предмета в движении
  • развитие фабулы
  • психологические переживания героя

Речь

  • внешний вид предмета
  • изображение предмета в движении
  • развитие фабулы
  • психологические переживания героя

Тишина

  • внешний вид предмета
  • изображение предмета в движении
  • развитие фабулы
  • психологические переживания героя

Эта принципиальная схема охватывает все возможные функции, связывающие звуковую и зрительную сферы, что будет показано на анализах фильмов в следующей главе.
Кроме того, каждое из этих сочетаний может быть реализовано на основе синхронности или асинхронности, что дает возможность большего дифференцирования функций одной сферы по отношению к другой.

На практике одна из этих возможностей неосуществима: поскольку музыка развертывается во времени, она не может сочетаться с внешними видами предметов. Но за этим исключением все вытекающие из приведенной таблицы комбинации принципиально возможны. Однако внутри начертанных выше возможных связей имеется и дальнейшая дифференциация, о которой, на основании анализа многочисленных фильмов, пойдет речь в следующей главе. Кроме того, так как слои зрительной сферы даются всегда как единое целое, не всегда отчетливо можно выделить, с каким из этих слоев в данной фазе фильма связан звуковой элемент.

Вполне возможно, что здесь перечислены не все виды функционального сочетания; некоторые из них упущены, так как материал, изученный по фильмам, конечно, не мог быть всеобъемлющим. Возможно также, что в практике кино до нашего времени еще не все возможности художественно осуществлены и использованы. Дальнейшее развитие кино принесет с собой много новшеств и вместе с тем новые взаимоотношения, каких сегодня еще нельзя предвидеть. Кроме того, возможности этих функциональных связей намного расширятся еще и благодаря тому, что каждый звуковой элемент сможет сочетаться с каждым зрительным по принципу контраста. В некоторых фильмах реализуются связи и другого порядка - нефункционального; они могут быть взяты за отправную точку, как основа для интеграции звукового фильма, что даст возможность построить на других основаниях сочетание и синтез зрительно-звуковых факторов в этом виде искусства.

Теперь мы приступаем к описанию отдельных видов сочетания, причем нельзя забывать, что каждая из перечисленных функций осуществляет одну из связей, вытекающих из нашей системы. Каждому из видов сочетания свойственны различные формы осуществления. Мы должны помнить также, что каждый фильм, будучи неповторимой целостностью, создает свою собственную эстетику и тем самым влияет на характер функционирования в нем звукового элемента. Тем не менее известная закономерность этого функционирования ощутима.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.