КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Фильмы на готовых автономных музыкальных произведениях

И, наконец, мы подошли к последнему виду экспериментального фильма — к фильмам, которые создаются на готовые автономные музыкальные произведения. Они совсем не похожи на игровые фильмы. В них соотношение между сферами обратное: в фотографических игровых фильмах музыка выполняет разнообразные функции как комментарий к зрительному ряду и его различным факторам, здесь же зрительный элемент становится комментарием, а музыка — детерминантой.

Мы рассматриваем фильмы, созданные на готовую музыку, в этом разделе, посвященном абстрактному фильму, но это отнюдь не означает, что комментарий в них дается исключительно абстрактными средствами. Первые фильмы такого рода были в зрительной сфере вполне реалистичными, частично даже имели фабулу, например фильм на увертюру Чайковского «1812 год» (1929), далее «Сентиментальный вальс» Александрова и Тиссэ (1930), где русские народные песни комментировались импрессионистскими съемками озер, деревьев, лесов, облаков, или фильм по «Ночным пьесам» Шумана (1931), которые В. Руттман комментировал главным образом кадрами, изображающими движение воды. На аналогичной основе Ж. Дюлак в том же году поставила несколько абстрактных фильмов («Приглашение путешествовать», «Пластинка 927» и «Арабески»), где она хотела визуально выразить настроения некоторых сочинений Бетховена, Шопена и Дебюсси.

Чисто абстрактный фильм, оперирующий движением плоских черно-белых поверхностей, линий и форм, которые надвигаются на зрителя, наплывают и извиваются, создан в те годы О. Фишингером на музыку «Венгерских танцев» Брамса и одного из менуэтов Моцарта. Сюда же относятся и кинокомментарии к «Игре воды» Дебюсси, сделанные с помощью пейзажных кадров, к двум арабескам для фортепиано, к «Римским фонтанам» Респиги, к произведениям Вивальди и т. д.

Два фильма на музыку Онеггера «Пасифик 231» вращаются, естественно, вокруг реалистической программы этого произведения. На грани между реалистической и абстрактной экранизацией находится визуальная интерпретация Диснеем Токкаты d-moll Баха, являющаяся первой частью пятичастной «Фантазии» (остальные части либо мультипликационные, иногда даже с фабулой, как «Ученик дьявола» Дюка, или же фантастические фотографические фильмы, как, например, фильм на музыку «Весны священной» Стравинского). Позднее возникло несколько абстрактных фильмов на музыку Ж. Ибера «Дивертисмент» (1939—Мак-Ларен); полуабстрактные фильмы создали Мак-Ларен на музыку «Пляски смерти» Сен-Санса, М. Э. Буте на польку из балета «Золотой век» Шостаковича.

В Польше первый подобный фильм на готовую музыку возник в 1936 году: это было кинематографическое воплощение трех этюдов Шопена. Впрочем, три его части экспериментальны не в одинаковой мере: этюд C-dur op. 10 исполняется на фоне изображения танцующих женщин и их развевающихся легких платьев, этюд c-moll op. 10 — на фоне картин разбушевавшейся природы и взрывов земли, и только этюд Gesdur интересно иллюстрируется всплывающими в воде пузырьками воздуха.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.