КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Форма и признаки кино

Кино уже воспитало в нас навыки восприятия, придающие симбиозу зрительного элемента с музыкой, который по сути своей часто бывает "ненатуральным", характер "натурального". Я имею здесь в виду, прежде всего две формы применения музыки в кино, о которых уже упоминалось. Музыка, например, может быть "объектом", принадлежащим к зрительному кадру, как его звуковой коррелят, то есть она может иметь отношение к данной сцене вместе с показанным или ассоциируемым источником звука (играющий оркестр, насвистывающий мелодию герой и т. д.), или же она может, как субъективный комментарий автора, включиться как "внекадровая" в движение зрительных кадров, имея собственные драматургические задачи.

Когда мы ее слышим, мы предполагаем, в первом случае, что ее слышат и изображенные в кадре герои, и все их поведение доказывает это. Вторая форма ее выступления адресована исключительно зрителю; только он ее слышит, и только он один понимает ее роль в развитии целого; она существует полностью за пределами показываемого в фильме мира. В первой форме она полностью принадлежит этому миру и одновременно реальному миру кинозала и публики. В этом случае музыка действует по тому же принципу, что и звуковые эффекты, шумы жизни, принадлежащие, в силу предположения, к кинематографическому миру. "Внутрикадровая музыка" имеет, если можно так выразиться, "двойную" форму существования она - реально звучащая, но одновременно и "изображаемая" музыка, она раздается в кинозале, как всякая другая (механически репродуцированная) музыка, но одновременно представляет и музыку, которая звучит в другом мире, изображаемом мире фабулы, другом, нежели реальный мир кинозала и кинозрителей. Это придает музыке некоторые онтологические свойства, какими она вне фильма обладать не может и какие присущи ей в исключительных случаях только в таком синтетическом жанре, как опера. "Двойное существование" музыки мы встречаем, например, в сцене из "Гальки", где Ионтек играет на волынке Его игра воспринимается и слушателями оперы как элемент оперной сцены, и горцами на сцене как музыкальный элемент "оперной действительности" То же происходит и в "Дон Жуане" Моцарта, когда оркестр за сценой играет менуэт одновременно с оперным оркестром, и в "Воццеке" Берга, когда гитарист и скрипач на сцепе играют танец,- одним словом, везде, где согласно оперной условности музыка звучит "на сцене".

При этом музыка получает определенные временные признаки и даже двоякие признаки: она принадлежит нашему времени, времени, когда она звучит и воспринимается нами, но также она представляет и другое время - изображаемое, то есть время действия фильма, следовательно, она получает возможность представлять изображаемое время, не совпадающее со временем ее восприятия.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.