КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Формы существования музыки и изображения в фильме различны

Онтологическая разнородность обеих основных сфер звукового фильма не исключает их взаимодействия. Тезис Жобера о том, что музыка лишь заполняет бреши в фильме "из страха перед длиннотами в статических сценах", опровергается всей практикой звукового кино. Эта практика доказывает, что действие звуковой сферы в фильме усиливается там, где кончается действие зрительной, и что в результате взаимодействия обеих рождается новое эстетико-драматургическое качество, какого ни одна из этих сфер в отдельности не могла бы дать.

Связи звуковой и визуальной сфер весьма многообразны. Характер их зависит от того, какие элементы звукового и зрительного ряда сочетаются между собой. Единство зрительного кадра и звуковых эффектов зиждется на аналогичных связях этих элементов в реальной жизни, единство речи и зрительных кадров тоже берет начало в опыте зрителя, почерпнутом в повседневной жизни, но связь музыки с изображением уже есть специфически кинематографическая условность, она основана на условностях, которые вырабатывались постепенно, по мере того как зритель приобретал навыки восприятия звукового фильма.

Как уже упоминалось, формы существования музыки и изображения в фильме различны. Кадр на экране - всегда фотографическое воспроизведение действующих лиц и предметов, представляющих некий воображаемый мир и лишь в редких случаях (в документальных фильмах) - воспроизведение действительности.

Внешний вид предметов на экране лишен некоторых свойств этих предметов, во всяком случае - цвета. И даже вид предметов в цветных фильмах отличается по окраске от их цвета в действительности. В обоих случаях мы ощущаем изображаемый мир как воспроизведенный. Звучащая в кинозале музыка не является воспроизведенной музыкой, это - сама музыка, не изображение звука, а самый звук, хотя и она здесь дается в форме механически воспроизведенного живого исполнения. Но к такому воспроизведению нас уже приучили записи на радио, пластинках, магнитофонах, которые мы слушаем как "передачу" музыки, а не как явление, изображающее музыку, как это бывает в "движущейся фотографии", с которой, собственно, имеешь дело, когда смотришь события на экране. Экран показывает воображаемое действие, для которого действительность только служит образцом. Музыка, звучащая за экраном, представляет только себя. Шумы, речь, наоборот, функционируют аналогично изображению, это значит, что они механически - иногда в модифицированном виде - воспроизводят аналогичные явления действительности.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.