КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Генетическая связь кино с театром

До сих пор эстетика всегда классифицировала искусства с точки зрения материала; исходя из этого, а также из отношения искусств к основным категориям времени и пространства осуществлялось их подразделение по роду восприятия. Так, искусства делили на зрительные и звуковые, пространственные и временные; в последнее время появилось подразделение на искусства, требующие исполнения, и на такие, которые, однажды созданные своим творцом, существуют, не нуждаясь в исполнении. Ни одна из этих классификаций не была однозначной, ибо многие виды искусств невозможно было втиснуть в какую-либо одну из этих категорий. Кино окончательно опрокидывает такого рода классификацию и делает необходимой другую, новую.

В связи с этим рассмотрим, какое место занимает звуковое кино среди других искусств, что именно заимствует у них и как модифицирует это наследие для осуществления своих задач.

Прежде всего, бросается в глаза генетическая связь кино с театром. От театра в художественный фильм перешли фабула, действие, драматический конфликт, способ показа действия через игру актера. Но театр — это искусство, требующее каждый раз нового исполнения, как и автономная музыка, — с той только разницей, что у музыки есть нотная запись и что каждый раз произведение исполняется на основании определенной системы знаков, для ее основных свойств всегда одинаковой, и только ее второстепенные черты, которые не поддаются точной фиксации в нотной записи, например динамика, агогика, тембр и т. д., подвергаются некоторой модификации. В напечатанных театральных пьесах закреплен только словесный текст, литературная сторона, а все остальное, что составляет театральное представление в целом — постановка, декорации, освещение, режиссура, индивидуальная игра актера, — все это от раза к разу меняется. Даже говоря об одной и той же пьесе, мы оцениваем достоинства разных постановок, и это уже доказывает, что реализация словесной ткани и всех остальных факторов в каждом отдельном случае бывает различной. То же происходит и с игрой: каждый актер вносит свое понимание роли, что, разумеется, отражается на театральном представлении в целом. Даже один и ют же актер может вносить новые нюансы в разные представления одной и той же пьесы.
Итак, театральная пьеса может приобретать новые черты в каждом новом спектакле; в свою очередь кинофильм — это фотографически зафиксированное раз и навсегда исполнение драматического действия. Фильм, поставленный однажды, уже никогда не меняется. В этом пункте, следовательно, кино отличается от театра; оно не нуждается в опосредовании через каждое исполнение и здесь, хотя многие другие элементы роднят его с театральным представлением, приближается к форме существования произведений изобразительного искусства. Это обстоятельство связывает кино с живописью, скульптурой, а также с художественной фотографией, так как здесь свойства произведения, однажды созданного, остаются неизменными.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.