КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Иллюстративная синхронность музыки и действий в кинофильме

В фильмах такого рода функции музыки исчерпываются идеальной иллюстративной синхронностью. Эта синхронность отличает и большинство мультипликационных фильмов, которые снимались не на готовую музыку. В таком случае у музыки в основном две задачи: ее ритмическая структура подчеркивает движение зрительных явлений, а мелодическая делает их качественно пластичней. Яблоки падают с дерева в такт музыке, животные прыгают в идеальной согласованности с музыкальным ритмом и фразой, инструменты играют сами по себе или пляшут в полном единстве с музыкой. Прыжки преследуемых цыплят сопровождаются отдельными звуками в высоких регистрах, прыжки преследующего их волка — глухими, тяжелыми аккордами; линии движения русалок, порхающих бабочек, гонимого ветром огородного пугала сопровождаются волнообразными мелодическими мотивами; с движениями зайчиков, размалевывающих пасхальные яички, сочетаются различные мотивы, в зависимости от того, делают ли они мазки или штрихи; падению животных с большой высоты соответствует долгое глиссандо, которое завершается кричащим диссонансом, громом литавр и тому подобными эффектами; катящиеся жемчужины или взлетающие мыльные пузыри сочетаются со свободными, прозрачными звуками.

В гораздо меньшей степени и очень редко музыка в фильмах этого жанра воздействует эмоционально, а если это и случается, то она преимущественно преподносится утрированно, подчеркивая комизм ситуации. Реальные шумы и речь, напротив, используются чрезвычайно часто и в их естественной форме, и карикатурно деформированными (три контрастирующих по тембру голоса свинок в фильме «Три поросенка»; голоса карликов в сказочном фильме «Белоснежка и семь гномов»; плевок карлика, звучащий, как удар грома, и т. д.). Во всех этих случаях (кроме последнего) мы встречаемся с неестественными взаимоотношениями между естественным шумом и «неестественным» (изображенным в рисунке) персонажем, и это несоответствие составляет опять-таки основу комизма.

Мультипликационный фильм представляет мир фантастический, где принципиально возможны все виды связей зрительного и звукового элемента. В этом мире, в конце концов, все «естественно»; границы, стоящие перед фотографическим фильмом из-за его реалистической манеры воплощения, тут полностью рушатся. С другой стороны, музыка в этих фильмах — единственный реальный элемент, она оживляет рисованные призраки. Но уже ее идеальная адекватность с движением в кадре содержит в себе нечто от мира сказки, фантазии, нереальности.
Здесь принципы композиторской техники несколько отличаются от техники в игровых фильмах; многие композиторы специализировались в этом жанре: Артюр Онеггер, Тибор Харшани, Д. Раксин, З. Турский, К. Пендерецкий и другие.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.