КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Иллюстративные функции автономной музыки

Иную символику содержит французский фильм "Охотники за солнцем». Сцена мобилизации живущих в горах крестьян дается в подробном эпизоде, где кадры, показывающие спускающихся с гор крестьян, чередуются с кадрами, в которых с гор низвергаются бурные ручьи; чем больше растет толпа, тем мощнее становятся потоки; это очень удачная кинематографическая метафора.
Такое чередование кадров происходит под звуки единого нарастающего потока музыки oт пианиссимо до насыщенного звучания человеческих голосов и всего оркестра. Символизация «людского потока» дается здесь в разных аспектах (люди, ручьи, музыка); но именно музыка объединяет эти показанные в кадрах «потоки» и обобщает их своей собственной звуковой символикой.
Порой символически иллюстративные функции могут даже выполнять такие формы автономной музыки, как фугато. Органное фугато используется Шостаковичем в сцене стачки в фильме «Златые горы»: все новые и новые рабочие и группы рабочих, охваченные одной и той же мыслью (которую характеризует одна и та же тема), присоединяются к толпе бастующих; при этом в музыкальную ткань включаются все новые и новые голоса фугато. Здесь налицо некоторая аналогия движения между кадром и музыкой. Растущая емкость звучания, основанного на одной теме, служит символом распространения одной и той же идеи среди все большего числа людей.
Таким же образом в австралийском фильме «Покорители степей» композитор использует экспозицию фуги для сцены отгона больших стад рогатого скота, а в английском фильме «Первый из немногих» фугато отражает в музыке появление самолетов, один за другим вступающих в действие. Здесь музыкальная структура соответствует структуре содержания сцен и воспринимается как вполне понятный символ.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.