КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Использование цитат в создании образа кинофильма

Упомянем кстати, что цитата может участвовать и в зрительной сфере и здесь тоже выполнять свою драматургическую задачу. Картина «Монна Лиза» на стене изображенного помещения, картина Шагала или Пикассо, античная скульптура или работа современного скульптора, икона или алтарь в церкви стиля барокко играют — каждый по-своему, драматургически иначе; исключительно в силу своих художественных достоинств, именно таких, а не иных, они вызывают у зрителя определенный круг представлений, на которые рассчитывает режиссер, показывая эти предметы. Одно впечатление производит помещение, полное статуэток африканских божков или тибетских масок, и совсем другое — комната, увешанная бездарными картинами мещанского вкуса. Здесь мы имеем дело с реквизитом для характеристики обстановки.
Эти «цитаты», заимствованные у изобразительного искусства, внесенные в изображаемый мир, функционируют по совершенно определенным законам кинодраматургии. Музыкальные цитаты могут выполнять разнообразные драматургические функции: они могут служить только фоном для какой-нибудь сцены или разговора, допустим, кто-то включил радио, и слышится отрывок из бетховенской симфонии, мазурка Шопена и так далее. Зритель узнает этот фрагмент (который появляется в кадре в своей естественной роли), но ему ясно, что драматургически она «висит в воздухе», что с таким же успехом здесь могла бы звучать и другая музыка. Музыкальная цитата может быть в какой-то мере связана с содержанием сцены, в которой она приведена; когда, например, в сцене убийства в фильме «Девица Розмари» из показанного в кадре радиоприемника доносится мотивчик Оффенбаха, контраст между этой беспечной музыкой и содержанием кадра подчеркивает весь трагизм сцены.
Как цитата и одновременно как иронический контраст действует мотив из увертюры к «Лоэнгрину» в кинофильме Чаплина «Великий диктатор» в сцене, где диктатор играет воздушным шаром, изображающим нашу планету, мотивы Грааля и (символическая) игрушка (весь земной шар в руках этого персонажа!) составляют жуткий контрапункт — антитезу, что очень легко понять. Музыкальная цитата может подчеркнуть атмосферу окружающей среды и своей заигранностью. Такой прием использовал Р. Клер в своем фильме «Под крышами Парижа»: разбитое электрическое пианино в бистро одного из парижских предместий исполняет увертюру к «Вильгельму Теллю» Россини.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.