КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Как слова и речь меняют смысл кино?

Использование речи в фильме вносит в киноискусство чужеродный в некотором смысле элемент, сближающий его с драматическим искусством. Речь, введенная в кинофильм в виде диалога или монолога, важна не столько как конструктивный элемент звукового ряда, сколько как акустическая форма выражения психологического содержания. Последнее не дается прямо, наглядно в кинокадре, и речь тоже не более как знак этого содержания. Речь, следовательно, отвлекает внимание кинозрителя от визуальной сферы на семантический слой.

Слово вносит еще одно специфическое изменение в кинофильм: оно вызывает изменение временного развития фильма, темпа движения в зрительной сфере. Как известно, в фильме почти каждое событие, почти каждое движение преподносится конденсированным во времени, Глаз режиссера отбирает характерные для данного явления детали. Между показанными отрезками действия протекает какое-то воображаемое время, которое зритель должен домыслить. Условность восприятия кино заключается в том, что мы учитываем это "предполагаемое" время; впрочем, о течении "непоказанного" времени нас информируют различным способом. Различны и формы этих кинематографических эллипсов, этой конденсации объективного течения действия во времени.

Соответственно этому темп событий в фильме быстрее, нежели темп тех же событий в реальной жизни. Между тем человеческая речь не подчиняется в кинофильме такому ускорению. Она может быть количественно сокращена до минимума, но в тот момент, когда она звучит, требуется нормальный темп развития. Это влечет за собой превращение темпа кинематографического в темп "жизненный", замедляет движение зрительного ряда, навязывает ему некоторую статичность, чуждую существу кинематографа. Этим и объясняется общепринятый постулат ограничения до минимума элемента диалога в кино.


Как зрительная, так и звуковая сфера в фильме создают некую художественную конструкцию, искусственно создаваемую режиссером при помощи определенного отбора элементов действительности. Способ обращения со светом, отдельные ракурсы, выделяющие определенные элементы и приглушающие другие, а также монтаж - все это методы организации зрительного материала. Сам по себе монтаж двух отрезков способствует выявлению определенного содержания, которое при другом монтаже уже становится иным. Человеческая речь, однако, если она хочет сохранить свою функцию передачи мыслей; должна оставаться в своей естественной форме; она должна в точности копировать свою реальную акустическую форму. В изображаемом мире кинофильма речь - это наиболее яркий реалистический и даже "натуралистический" элемент. Но при множественности голосов (например, при массовых возгласах, ропоте толпы) семантический момент может отступать на второй план ради выражения эмоционального характера самого шума.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.