КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Каким бывает тембр звука в кино?

Тембр звука может, кроме того, приобрести значение лейтмотива, если он уже сам по себе несет определенную информационную нагрузку, содержит определенные семантические элементы; напомним лишь о роли альта в автономной симфонической музыке — «Гарольде» Берлиоза. И в киномузыке укоренились некоторые приемы условной выразительности при посредстве тембровых красок.

С тембром фагота обычно связываются комические эффекты, с гобоем и вообще с деревянными духовыми — пастораль, с тремоло струнных — нервное напряжение, струнные больше подходят для лирических настроений, медные духовые — для героических эпизодов, звуки органа вызывают у нас ассоциации с религиозными обрядами, клавесина — с минувшими эпохами. Уже давно существует музыкальный «код», осуществляемый только средствами инструментовки.

Какую большую роль играет инструментовка в киномузыке, показывает старый советский фильм «Поручик Киже» с музыкой Прокофьева. Здесь главным образом средствами инструментовки символизируется вся фиктивность, нереальность центрального героя. Несмолкаемая дробь барабанов, преобладание флейт-пикколо в резком, высоком регистре подчеркивают гротескность марионеток-офицеров при царском дворе, куклоподобных дам и т. д. Мотив поручика, инструментованный соответственно ситуации, пронизывает весь фильм. Очень прозрачно звучит он в сцене, когда штабной писарь по ошибке вносит «поручика Киже» в список личного состава полка (пиччикато скрипок и отдаленные всплески флейты), торжественными звуками медных духовых сопровождает он фиктивное возведение поручика в генералы и т. п. Изменение состава инструментов — вот главное средство при использовании лейтмотивов, как в этом фильме, так и во многих других, ибо оно дает возможность непосредственно ввести зрителя в каждую новую ситуацию, в какой находится персонаж, связанный с этим мотивом.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.