КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Карикатурная стилизация реальных шумов

Такой принцип можно обнаружить в очень многих фильмах. В польском фильме «Школа» ритм музыки навязывает свои законы не только движениям человеческих фигур в кадре, но и ритму монтажа. Комизм движений во многих фильмах Чаплина основан на тех же принципах (один из многих примеров: Чаплин в «Великом диктаторе» бреет диктатора в ритме венгерского танца Брамса). Возникающие таким путем эффекты родственны тем, которые имеют место в мультипликационных фильмах.

В трюковых фильмах комизм также значительно возрастает благодаря всевозможным ненатуральным ситуациям, где господствует эта чрезмерная, механическая адекватность. В польско-французском короткометражном фильме «Мсье Голова», например, голова героя последовательно теряет глаз, ухо, губы, нос, всякий раз в то мгновение, когда — при сопровождении преувеличенных, строго адекватных звуковых пятен — герою прицепляют на грудь новый орден. Когда он, наконец, уже весь увешен орденами, от «лица» его остается только белый блин.

Следует заметить, что и шумы могут взять на себя функцию подчеркивания механического элемента в жизни, то есть функцию звуковой пародии. В фильме «Мой дядя» шорохи, трение, шипенье, потрескиванье и т д., адекватно сопровождающие все происходящее в автоматизированном домашнем хозяйстве, подчеркивают механизированный, уже лишенный человечности стиль повседневной жизни изображаемой семьи, причем акустическое усиление этих шумов еще больше повышает комизм ситуаций (например, сцена на кухне, варка яиц и т. д.).

Другая форма комизма, построенного на адекватности, касается звуковых моментов, являющихся десигнатом музыкальной пародии. Комическое звуковое явление подчеркивается, утрируется музыкальной стилизацией, оно становится предметом специфической музыкальной «карикатуры». И тут опять-таки имеется много разновидностей: музыкальная стилизация чиханья, стилизация бульканья выпиваемого пива; пародийный зевок «глиссандо», исполненный трубой, как характеристика персонажа — каждый из этих эффектов производит разное, но всегда комическое впечатление.

Музыкальная пародия может появляться не только как карикатурная стилизация реальных шумов, но и как подчеркнутая карикатура на качество движения Звуковая карикатура, правда, не так легко доходит до посетителя кино, как зрительная, но в фильме, где ее комментирует изображение, она производит великолепный эффект. Превосходная музыкальная карикатура заключена в сцене из фильма «Повелитель», где на фоне низкого горизонта в кадре показаны тучные фигуры торжественно вышагивающих купцов, а музыка окарикатуривает эту «процессию» тяжелыми скачками контрабасов, стаккато фаготов и контрафаготов, а также гнусавыми глиссандо трубы.

Важнее, нежели синхронная пародия (деформированный шум, музыкальная утрировка), та форма музыкальной пародии, в которой присутствует самостоятельная контрапунктическая функция по отношению к изобразительным кадрам. Если, например, в ту минуту, когда герой напяливает на себя чужую офицерскую форму («Изменчивое счастье») и самовлюбленно разглядывает в зеркале свое изображение, в сопровождающей музыке раздаются фальшивые и резкие звуки генеральского марша, эта музыка дает иронический комментарий к показанной в кадре сцене; она делает героя смешным, выпячивая его глупость и тщеславие. В этой связи кадров с музыкой выражается субъективная ирония автора.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.