КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Кино — наименее условное из всех видов искусства

Насколько важны драматургические функции киномузыки, доказывает тот факт, что даже стилистически и художественно слабая музыка может выполнять свою драматургическую функцию и казаться уместной.


Отсюда можно сделать далеко идущие выводы: критерий качества киномузыки не только заключен в ней самой, в ее выразительной риле и средствах, но определяется в большой степени ее многочисленными другими свойствами, которые она приобрела благодаря своим функциям как интегрирующий фактор целостности фильма. Это подтверждает наш тезис, что киномузыка — новый, преображенный фильмом род музыки, что ее нужно совсем иначе исследовать, нежели автономную музыку, ибо ее законы значительно разнятся от законов автономной музыки.
Но мы не должны забывать, что влияние здесь обоюдное. Фильм может, например, заимствовать у музыки ее композиционно-технические законы. Не случайно кинематографическая лексика Эйзенштейна так изобилует музыкальной терминологией. О перенесении в ткань фильма некоторых законов музыки мы поговорим более подробно в связи с проблемами формы киномузыки.

То обстоятельство, что фильм, как и музыкальное произведение, развивается во времени, создает предпосылки, с одной стороны, для онтологической связи между ними, и с другой — для возможного перенесения некоторых принципов музыкальной архитектоники на развитие фильма. Уже одно то, что в фильме сама музыка применяется в самых разнообразных формах, что она привлекается к выполнению самых различных драматургических задач внутри целого, показывает, что фильм использует наследие этого искусства. Связь музыки с фильмом выходит, как мы попытаемся доказать в статьях о функциях музыки в фильме, далеко за пределы всех тех связей, которые существуют между музыкой и традиционными синтетическими видами искусства.
Здесь мы должны подчеркнуть, что кино — наименее условное из всех видов искусства: оно показывает человека в действии, среди окружающего его мира, причем показывает и то и другое реалистически, а не условно, как в театральных декорациях; наглядно, а не с помощью семантики слов, как в романе; в движении, а не статично, как в произведениях живописи или графики, и оно показывает человека — в противоположность музыке, которая не может его показать, а может только служить средством выражения его чувств, — определенно, однозначно. В этом и заключается одна из важнейших причин такого широчайшего распространения искусства кино, почти достигшего популярности литературы. Кроме того, кино отображает мир многопланово, в зрительных и звуковых образах, отображает и с семантической стороны, применяя слово, диалог, оно комментирует его художественно с помощью света, монтажа, музыки. Оно воздействует на несколько органов чувств одновременно, так, как сама жизнь. Оно требует для восприятия нескольких установок одновременно, в то время как другие виды искусства требуют каждый только одной. Оно принуждает нас к синтетической установке восприятия.

Итак, кино объединяет онтологические свойства тех видов искусства, которые показывают явления в их развитии, со свойствами тех, в которых они раз навсегда закреплены зрительно.
Описанные здесь отличительные признаки кинофильма заставляют нас признать его новым родом искусства с собственной спецификой, таким новым видом искусства, который опрокидывает все до сих пор применявшиеся принципы классификации искусств.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.