КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Классификация кино от Шеффера

Первые два принципа основаны на приемах, еще выработанных в немом кино. Но введение двух последующих уже дало качественный скачок, ибо благодаря им стали ненужными многие визуальные детали, заменяемые звуковыми. Только с этого момента мы можем говорить о некотором-все еще неполном равноправии обеих основных сфер в звуковом фильме.

В послевоенные годы важное значение приобрела систематизация П. Шеффера, она, правда, была сформулирована только в опубликованной в 1946 году краткой статье, но опиралась на новейший опыт в области кино автора, который сам является и композитором и теоретиком. Шеффер определяет следующие виды взаимодействия между музыкой и изображением в звуковом фильме: зрительные элементы выполняют более важные функции, изображение "маскирует" (перекрывает) музыку; музыка образует здесь только неясный фон, ее главная задача в том, чтобы нейтрализовать слуховое поле, то есть изолировать зрителя от побочных шумов. В этой роли музыка не выполняет каких-либо заметных драматургических задач. Но и музыка может со своей стороны маскировать изображение, а именно, когда она составляет суть сцены, а изображение служит лишь для того, чтобы мотивировать и комментировать музыку визуальными средствами.

Музыка и изображение могут не идти рука об руку, каждый из них в этом случае дает что-то свое, в результате получается специфический музыкально-кинематографический "аккорд". Если в первом и втором пункте речь шла о "функциях маскировки", то здесь мы имеем эффект противопоставления.

Синхронность Шеффер рассматривает как форму переноса движения и ритма кинокадра на звуковую структуру. Через два органа чувств передается одно и то же качество образа, следовательно, происходит удвоение, своего рода музыкально-кинематографический "унисон". Если музыкальное и зрительное развитие равноценны по значению, их взаимодействие дает нечто такое, что вводит в изображение новое качество. Эту систематизацию Шеффера принял Аккар, который комментирует ее в своей работе.

К тому же 1946 году относится и попытка классификации В. Бора, который, однако, сводит все функции музыки в кино к двум понятиям: к гомофонии, когда изображение является ведущим, а музыка выполняет только функцию сопровождения, и полифонии, когда музыка выполняет самостоятельную, независимую от изображения роль, а иногда даже противоречит изображению.

Очень интересна с точки зрения социологии кино книга Эйслера, но здесь автор не предлагает никакой классификации связей между музыкой и кинокадром. Его замечания о характере иллюстративности для наших целей недостаточны.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.