КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Критерии комического элемента в музыке

Объективной предпосылкой для получения комического эффекта является несовместимость отдельных свойств или элементов данного предмета, то есть отклонение от знакомой нам закономерности, от нормы — в результате чего зрителя ждет непредвиденное. Субъективная предпосылка заключается в отсутствии ощущения закономерности, «нормальной» для данного предмета, который вследствие этого «не принимается всерьез». Не всякий раз, когда внезапно «опрокидывается» наше привычное представление о предмете, создается комический эффект; с одинаковым успехом это может вызвать и другие эффекты, как страх, изумление, разочарование. Только тогда, когда эта «внезапность» свободна от аффекта и происходит без оценки предмета (Даже Аристотель придает особое значение этому моменту: «...смешно то, что фальшиво и позорно, но не приносит боли или вреда»). «Несерьезная» установка, необходимая, чтобы понять комизм явления, приближается к той, которая связана с эстетическим переживанием и предшествует ему.), рождается ощущение комического. Помимо этого, решающую роль играет временная связь при соприкосновении субъекта с объектом: для того чтобы явление было воспринято как комическое вследствие своей «непохожести на другие», оно должно быть внезапным, неожиданным и наступать без предварительного предупреждения.
Это разъяснение критериев комического элемента поможет нам познакомиться и с многообразными формами его проявлений. В музыке комическое встречается во всех жанрах, в соответствующей каждому отдельному случаю форме; и один из специфических типов музыкально-комического элемента и есть музыкальный комизм в кино.

В чисто инструментальных произведениях комическое действует только на коротких отрезках, если оно связано с отдельными музыкальными находками, и потому здесь оно встречается сравнительно редко и не так ярко выражено. Чаще комическое выступает как иллюстрация немузыкальных явлений, которые сами по себе комичны. Это возможно в программной, вокальной или театральной музыке. К этой группе принадлежит и музыкально-комический элемент в кино.

В инструментальной музыке комизм находит выражение в самом характере звучания: когда, например, инструменты низкого регистра и большой емкости выполняют быстрые фигуры или широкие прыжки, чуждые природе этих инструментов. Резкое несоответствие между типом звукового тембра и звуковыми структурами, между «нормальной», знакомой нам на основании определенных слуховых навыков, ролью этих инструментов в оркестровом ансамбле и тем, что мы воспринимаем в данную минуту, и есть источник некоторого комизма (но он не всегда, не обязательно должен быть понят как таковой). К той же категории относятся и непривычные соединения инструментальных тембров (комический характер, конечно, заметно утрачивается в последнее время в связи с тем, что крайне нетипичные составы инструментов сделались нормой).

Струнный квинтет в ошибочно приписываемой ранее Гайдну «Детской симфонии», связанный со всевозможными игрушечными инструментами, или использование шарманки в «Петрушке» Стравинского служат примером такого типа комизма в инструментальной музыке. В том же плане находится — определяемое чисто субъективно — комическое воздействие политональных структур Комбинация нескольких тональных планов потеряла, однако, свое воздействие как комизм абсурда, поскольку мы уже привыкли к политональным сопоставлениям.

Тем не менее, вначале это было эффектное и распространенное средство для выражения музыкального гротеска, конечно, в соединении с ритмическими и прочими характеристиками. Здесь речь идет о специфически музыкальной деформации явлений — одной из основ любой карикатуры.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.