КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Метод исследования роли музыки в кино

Я поставила перед собой задачу осветить в этом труде целый ряд функций, какие может выполнять музыка в сочетании со зрительной сферой фильма. Это значит, что будут описаны конструктивные средства, которые, как и в каждом искусстве, одновременно служат и средствами выражения. Изучение этих приемов не является чистым техницизмом, это попытка проникнуть в суть искусства, попытка очертить его границы как такового.

Разница между отдельными видами искусства определяется не только различием материала, передаваемого по различным каналам чувств, и принципов его организации, но в такой же степени и различием явлений, которые они могут отражать и передавать зрителю. Зрительный материал пространственных искусств предполагает их ограниченную возможность отражать временные процессы. Звуковой характер музыкальной ткани допускает ее развитие во времени, но лишает ее однозначности воплощения. Семантический и временной характер литературы позволяет ей пробуждать представления, но зато лишает ее возможности воздействовать наглядно. Таким образом, каждое искусство создает свои специфические установки восприятия и подготовляет к восприятию того, что оно может дать, не притязая на формы воздействия, лежащие за пределами его возможностей.

Искусство кино благодаря синтезу разнообразных элементов (зрительного, семантического и звукового) имеет самые широкие возможности воздействия. Тем важнее вопросы, касающиеся методов и границ сотрудничества этих разнородных элементов кинофильма в целом. Эта проблема до сих пор не исследовалась на познавательно-теоретической основе ни в отношении кино как синтетического искусства, ни в отношении других видов синтетических искусств — оперы, балета и т. д. Частично эти вопросы обсуждаются в работах М. Друскина, Б. Ярустовского. В связи с кино эти вопросы затронуты в статьях В. Зурбах, Н. Кладо, 3. Лиссы.

До сих пор не существует научной теории взаимодействия музыки и жеста, музыки и движения в балете и в пантомиме или музыки, текста и сценического действия в опере. В отношении последней такой опыт предпринял Вагнер, но созданная им теория музыкальной драмы должна была служить лишь для подтверждения эстетических принципов его собственного творчества.
Эмпирический принцип, положенный в основу нашего исследования, то есть изучение роли музыки в драматургии звукового кино, опирающееся на анализ фрагментов из целого ряда фильмов, исключает возможность чистой умозрительности наших выводов. Но одно только несвязное перечисление применяемых средств не позволило бы нам подняться над уровнем голого прагматизма. Опора на теорию кино как определенного вида синтетического искусства позволит нам систематизировать эти средства в зависимости от их функций, связанных с отдельными факторами целого.

С этой теорией мы более подробно ознакомим читателя в одной из дальнейших глав. Здесь мы только подчеркнем: если фильм, как всякое искусство, должен отображать жизнь, раскрывать психику человека, он сделает это тем совершенней, тем глубже, чем лучше будут использованы имеющиеся в его распоряжении технические средства, и знание внутренних закономерностей, которым подчиняется материал каждого искусства, позволит художнику правильно использовать их в целях художественного выражения.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.