КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Многоплановость звуковой сферы

На характер музыкального восприятия в кино в значительной мере воздействует и тот факт, что музыка звучит там эпизодически. Это требует непрерывной перестройки установки восприятия с семантической (в случае диалога) на реалистическую (в случае звуковых эффектов) или на музыкальную (в случае введения музыки). Изменение установки диктуется еще разнообразными функциями музыки, в особенности, как мы уже отметили, при смене внутрикадровой музыки, выступающей в своей естественной роли, «комментирующей» музыкой. Различные функции музыки в кино не только отличаются по своей важности для развития целого, но и по-разному воспринимаются кинозрителем. Одни легче доходят до его сознания, другие труднее, одни понятны многим, а другие — лишь некоторым. Это зависит не только от степени восприимчивости кинозрителя к музыке или от его интереса к ее роли в фильме, но и от того, насколько композитор сумел подчеркнуть роль музыки.

Иногда музыка должна быть более сдержанной, в таких случаях композитор рассчитывает только на такие ее функции, которые вносят какой-то «нюанс» в сознание кинозрителя, в другом месте она должна быть более подчеркнутой и полностью доходить до сознания зрителя. Степень активности этой музыки зависит от того, какие задачи ставят перед нею кинематографисты в данном эпизоде. Многофункциональное воздействие представляет собой форму наиболее сильной драматургической нагрузки музыки. Оно делает необходимым целый ряд интерпретирующих операций, тоже очень далеких от восприятия концертной музыки.

Многоплановость звуковой сферы в свою очередь требует специфического аналитического восприятия. Аналитический характер человеческого слуха — это одно из интереснейших его свойств. Мы слышим аккорд как целое, но в то же время способны аналитически «разобрать» все входящие в его состав отдельные звуки. Мы слышим наслоение многих тембровых красок оркестра в симфоническом произведении, но одновременно в значительной мере улавливаем различные мелодические линии, порученные каждому инструменту или группе инструментов.

В случае divisi мы слышим различные голоса, исходящие от одной и той же инструментальной группы. В полифоническом произведении мы воспринимаем взаимодействие голосов, но можем в то же время аналитически следить за развитием каждого из них.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.