КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Монолокализация источника звука больше не существует

Стереофония освободила кино от монолокализации источника звука. Особенно интересна полилокализация источников целых звуковых линий в фильме «Юлий Цезарь». Одна из них поручается струнному оркестру (тема Брута), вторая — связанный с темой Антония марш — поручается духовым и ударным и говорит о приближении армии.
Первый звуковой план относится к содержанию кадра; этой музыкой сопровождается самоубийство Брута. Второй предвосхищает содержание следующих сцен: наступление армии Антония. Первый, достигнув кульминационной точки в сцене самоубийства, ослабевает и перекрывается все более усиливающимся вторым. Изменение динамического соотношения между обоими планами служит также символом того, кто останется победителем в столкновении этих сил.
Таким образом, стереофоническая дифференциация имеет тут двоякое значение: и чисто пространственное и обобщающее. Как мы уже указывали, двуплановость звукового фактора может складываться по-разному, например из музыки и речи, музыки и шума моря, музыки и шума сражения и так далее. Это различие может носить характер полной противоположности.
Например, когда в «Похитителях велосипедов» в церкви под звуки органной музыки ведется диалог о краже велосипеда, то содержание этого разговора совершенно противоположно «содержанию» церковной музыки.
Необычайно остроумно шумовой и музыкальный элементы накладываются один на другой во французском фильме «Мой дядя» в сцене, где старые супруги, празднуя день своей свадьбы в кафе, слушают сентиментальную банальную мелодию. Ее исполняет у их столика скрипач, который, не прерывая своей игры, комкает только что полученную хрустящую бумажку. Фальшивый пафос музыки и сентиментальность всей сцены разоблачаются этим хрустящим звуком.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.