КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Музыка как драматургический фактор

Явно полифункциональна музыка в подвергнутой уже анализу сцене венчания на царство из фильма «Иван Грозный». Многозначное использование музыки служит признаком особой киномузыкальной изобретательности. В этом отношении очень ярко проявил себя Прокофьев.
Церковное пение выполняет в сцене венчания на царство следующие задачи: оно должно охарактеризовать обстановку, в которой разыгрывается эта сцена; оно должно представлять музыку в ее естественной роли; представлять непоказанные части церкви, где в этот момент находятся хор и дьякон; связывать меняющееся содержание показанных эпизодов; помогать зрителю прочувствовать настроение всей церемонии; кроме того, для слушателя эта старая церковная музыка может также символизировать определенный комплекс исторических представлений и вызывать все те эмоции, которые возникают у нас под впечатлением «архаичности» прошедших времен.
Чем больше функций выполняет музыка какого-нибудь фрагмента фильма, чем прочнее она спаяна с различными элементами целого, тем сильнее она может воздействовать как драматургический фактор. Музыкальный фрагмент может не только обладать многими функциями в одной сцене, но и охватывать различные фазы действия. Например, в фильме «Модерато кантабиле» сонатина Диабелли, которую играет сынишка героини, выполняет различные функции: один раз это просто упражнение ребенка на фортепиано; но в другой сцене сонатина превращается в символ пустоты повседневной жизни героини, а в дальнейших эпизодах, когда героиня ищет своего возлюбленного, доходит до трагического выражения.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.