КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Музыкальная характеристика персонажей и эпизодов в кино

Полной непрерывности в киномузыке (в полнометражных художественных фильмах) не существует. Есть только своего рода внутренняя непрерывность, выражающаяся в том, что музыка, когда она вновь вступает, не коробит слух зрителя, ибо он правильно приемлет ее функции как принадлежащие к единому целому, как — пусть и иное — «продолжение» той музыки, что была и отзвучала. Она производит впечатление непрерывной и этим, хотя и в другом смысле, напоминает повторное появление определенных персонажей фильма. Мы предполагаем непрерывное существование определенного персонажа в изображаемом мире; в противном случае его повторное появление не имело бы никакого смысла. Герой фильма существует для нас не только тогда, когда мы видим его на экране; так и музыка воздействует на нас не только тогда, когда мы ее реально слышим.

Прерывность музыки в фильме обусловлена еще и быстрой сменой ее функций, ибо она может по очереди быть иллюстративной, носить выразительный характер, стилизовать шумовые явления, может стать символом чего-то непоказанного, быть субъективным комментарием автора, или же выступать в своей естественной роли, и т. д. Музыка, относящаяся к определенному кинокадру, может звучать в нем и тогда, когда герой фильма сам играет или поет в изображаемом мире; но она может звучать и только для зрителей как музыка, комментирующая извне определенный кинокадр. Смена двух этих форм существования музыки в фильме приводит опять-таки к прерывности. Все это создает прерывный характер, стилистический разнобой, изменчивость ее исполнительских средств. Итак, киномузыка прерывна во многих отношениях. Но ее полное подчинение непрерывному зрительно-драматическому развитию фильма, ее точное соответствие с этим развитием заставляет нас все же воспринимать ее как нечто целое.

Драматургическая принадлежность музыки к фильму в целом проявляется еще и другим образом: как уже говорилось выше, ощущение единства музыкального развития возникает оттого, что музыкальное содержание минувших фаз накладывается в нашей памяти на содержание фаз, воспринимаемых в данную минуту. Это относится и к восприятию изображения в фильме. Изображение, видимое в данную минуту, понятно зрителю, потому что оно наслаивается в его памяти на прежние кадры. Содержание эпизода фильма определяется, следовательно, и содержанием предыдущих эпизодов. Но на каждую сцену фильма накладываются и музыкальные образы, то есть музыкальная характеристика персонажа или ситуации, музыкальный комментарий и т. д.

Это остается в нашем сознании даже тогда, когда музыка, сначала сопровождавшая персонаж, уже возвращается вне связи с кадром. Музыкальная характеристика персонажа оставила свои следы в нашей памяти и «играет» на протяжении всего фильма; повторяющаяся музыка ассоциируется со связанным с нею прежним кадром, что определяет содержание нового кадра. Это комплексное взаимодействие сохраняется на протяжении всего фильма и влияет на переживание зрителем целостности даже тогда, когда он не отдает себе в этом отчета.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.