КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Наслаивание различных элементов акустической сферы

В то время как в старых фильмах шумовые эффекты выступали скорее по принципу точной синхронности с изображением, в фильмах последних лет они выступают самостоятельно, иногда даже вместо изображения. Точно так же, как глаз режиссера и оператора отбирает среди окружающего мира то, что важно для драматургической целостности, так ухо режиссера и композитора отбирает из звуковых и шумовых эффектов то, что содействует драматическому развитию в данном отрезке действия. Шумовые эффекты иногда участвуют только как фон, что сделалось возможным особенно с тех пор, как в фильме стали применять стереофонические эффекты. Так, шумовые эффекты нередко звучат на фоне музыки и вместе с нею участвуют в развитии сюжета.

Шумовые эффекты и музыка не только связаны друг с другом по их последовательности, не только переходят один в другое, но и образуют, переплетаясь одновременно, ту полифонию разнородных слуховых явлений, ту многоплановость звуковой сферы фильма, которая характерна и для действительной жизни и сообщает фильму в полной мере реалистический характер.
Наслаивание различных элементов акустической сферы дает - если оно хорошо выполнено - пластическую и слитную целостность Ухо слушателя относится к этой целостности аналитически, оно отделяет разнородные слуховые элементы друг от друга, приписывает им различное значение и функции, связывает их с различными элементами зрительной сферы, которые со своей стороны помогают зрителю правильно истолковать и выделить различные элементы звуковой целостности. Кроме того, шумовые эффекты нередко переходят в музыку, которая методом стилизации перерабатывает их в музыкальные фрагменты.

Звуковой ряд фильма включает в себя, кроме того, еще один элемент, очень важный для драматургии фильма в целом: человеческую речь. Речь вносит семантический слой в фильм, то есть особую категорию, а именно значение слова. Речь представляет собой особый вид акустической знаковой системы, связанный с определенным содержанием и понятиями. Таким образом, речь также двуслойна, подобно другим звуковым эффектам. Но последние выражают свой "смысл" многозначным способом (грохот экипажа будет до тех пор грохотом "некоего" экипажа, пока его не показывают на экране), а словесные знаки определяют значение происходящего однозначно и являются средством выражения мыслей, суждений, выводов, настроений или чувств киногероя.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.