КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Новый характер взаимодействия искусств

Звуковой фильм создал основы для выработки новых навыков восприятия. До этого мы привыкли к восприятию произведений искусства, которые пользуются едиными средствами воплощения, а именно только словами (литература), только звуками (музыка), только внешним видом (изобразительные искусства), а также комбинациями двух или нескольких изобразительных средств в синтетических жанрах (театре, опере, балете, вокальной музыке), где происходит их более или менее полный синтез. В синтетических жанрах комбинация различных художественных средств имеет место постоянно и непрерывно: в песне слова и музыка почти с начала до конца сопровождают друг друга; в опере чистой музыкой ограничиваются лишь немногие фрагменты; в балете с начала и до конца наблюдается соединение танца с музыкой.

Кино создает новый характер взаимодействия искусств: переплетение разнообразных средств, объединенных общим ходом действия. В кино сочетаются разнообразные эстетические качества, которые постоянно сменяют друг друга. Речь сменяет музыку, звуковые эффекты перемежаются с музыкой и речью; подвергаются постоянным изменениям также и зрительные моменты; то на переднем плане оказывается какой-нибудь актер, то изображение пейзажа, то группы людей и т. д. «Голосами» в этой «полифонии» служат зрительные явления, звуковое течение, развитие фабулы и психические процессы. В различных сценах в зависимости от того, чего требует действие, драматургический акцент каждый раз перемещается с одного «голоса» на другой.
Ясно, что подобная полифония средств изложения вырабатывает новые установки восприятия, при этом восприятие музыкального фактора — это только один из моментов восприятия целого. Современная нейрофизиология придерживается той точки зрения, что информации, исходящие из двух различных импульсов, например зрительного и слухового, вообще взаимно не уничтожаются и не мешают друг другу.

Из этого следует заключить, что мы в состоянии воспринимать любой вид синтетического искусства, в том числе и звуковое кино, и разные импульсы не будут восприниматься как хаос, и не произойдет их взаимного уничтожения.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.