КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Объединение драматургического целого

К основным принципам современной кинодраматургии принадлежит стремление к целостному характеру развития действия, к интеграции мозаичного, эпизодического и в зрительной и в звуковой сферах. Фактором, который объединяет в одно драматургическое целое изображаемые в кадрах эпизоды, вставки, сцены, является фабула. Музыка тоже может этому способствовать.

Наряду со всеми вышеописанными функциями музыки, из которых некоторые преимущественно касаются деталей кадра, а другие, напротив, более длинных эпизодов или всего фильма в целом, очень важна функция объединения нескольких сцен в единое выразительное целое. Речь идет здесь о той функции музыки, при осуществлении которой музыка опережает ход действия, возвещает о направлении его развития, предвосхищая своим характером дальнейшее течение действия. В этой функции музыка служит двум драматургическим задачам: подготовке зрителя к определенному содержанию и одновременно внутренней связи ряда следующих одна за другой сцен. Обе функции носят в первую очередь формообразующий характер. Однако, поскольку в каждом художественном произведении все. что должно выполнять конструктивные задачи, одновременно служит цели выявления содержания, эта функция музыки представляет собой драматургическую функцию, часто основанную на асинхронных связях.

Как средство подготовки зрителя к дальнейшему развертыванию сюжета музыка может воздействовать в различных направлениях. Она может подготовить содержание и настроение одной или двух ближайших сцен, но и может своим выражением предвосхитить решение драматического конфликта, то есть пролить свет на весь дальнейший ход фильма в целом. Музыкальное предвосхищение драматического развития может совершаться и внутри кадра и за кадром. Музыка или шумовые эффекты, возникающие за кадром, могут подготовить зрителя к тому, что еще не вытекает из содержания кадра. Например, музыка часто сообщает о каком-нибудь персонаже прежде, чем мы его видим, и даже дает ему некоторую характеристику.

Эту функцию музыка уже выполняла в опере, например в последней сцене «Дон-Жуана», где шаги командора (музыкально охарактеризованные глухими ударами литавр) предвещают что-то ужасное, что сейчас совершится, и в то же время представляют отдаленное непоказанное пространство, откуда на зов Дон-Жуана должна появиться надгробная статуя. Вспомним, что в «Сумерках богов» мелодия Зигфрида начинает звучать в оркестре задолго до того, как он появляется на сцене. Можно найти еще много подобных примеров.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.