КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Онтологическая структура трюкового фильма

Трюковой фильм получил в наши дни гораздо более широкое распространение, чем чисто мультипликационный. Кроме рисунка, трюковой фильм работает с куклами из самого различного материала: со стеклянными фигурками, бумажными вырезками или салфетками, вообще — со всевозможными «неодушевленными» предметами. Но начало этому направлению положил все-таки мультипликационный фильм, а потому мы начнем данный раздел с анализа этого жанра. Не все, что мы скажем о мультипликационных фильмах, относится и к другим типам трюковых фильмов, но роль музыки для всех них приблизительно одинакова.

Прежде всего следует иметь в виду, что онтологическая структура трюкового фильма существенно отличается от структуры игрового фильма в своем основном слое зрительной сферы. Отсюда вытекают и совершенно иные отношения между зрительной и звуковой сферами фильмов этого жанра.

Зрительный слой мультипликационного фильма не является, как в игровом фильме, фотографическим воспроизведением внешнего вида реальных предметов, знакомых нам из повседневной жизни и существующих самостоятельно, независимо от их «жизни» на киноленте. В мультипликационном фильме зрительная сфера состоит из ряда рисованных и тоже фотографически воспроизведенных схем, чьи объекты не имеют самостоятельной реальной жизни, ибо это — просто рисунки или картинки, рожденные фантазией художника. Эти схемы являются деформированной аналогией с образами и предметами, с их свойствами, с их взаимосвязями, знакомыми нам из жизни. Зафиксированные на кинопленке мультипликационного фильма зрительные образы — это искусственно воспроизведенные схематические знаки изображаемых предметов, но сами они не принадлежат к сфере реальных предметов. Они — плод человеческой фантазии, более или менее свободно сконструированные по образцу реальных предметов, и их связи между собой гораздо более свободны, чем связи, которые могут возникнуть между аналогичными реальными предметами. Иногда они настолько отличаются от реальных, что приносят с собой элементы сказочной фантастики, где только некоторые моменты напоминают нам о действительности. Аналогии здесь, впрочем, весьма отдаленные: если мышь танцует в пасти великана, если игрушки прыгают взад и вперед по клавиатуре рояля, если флейта сама играет и танцует, если пиликающие на скрипке мышки летят по воздуху, если соломенные куклы кланяются друг другу и т. д, то все это — нереальные ситуации; лишь немногие элементы в них, но отнюдь не их взаимные связи, напоминают действительность. Это означает: мир изображаемых предметов и их связей между собой здесь не реалистичен. То же относится и к фабуле.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.