КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Онтологические противоречия между музыкой и киноизображением

По сравнению с этим единством и непрерывностью музыкального развития на маленьких отрезках фильма, в масштабе всего кинопроизведения происходит совершенно обратное. Через все фазы кинофильма проходит единое развитие фабулы, связывающее отдельные эпизоды, отрезки, сцены, кадры в целостность высшего порядка. Музыка, сопровождающая эту целостность, наоборот, в этом отношении не имеет непрерывного и гомогенного течения. Перебиваемая шумовыми эффектами, диалогом, она не непрерывна; дифференцируемая в зависимости от потребностей сюжета, она не имеет единой музыкальной формы. Итак, обе сферы одновременно и непрерывны и прерывны: музыка - непрерывна на коротких отрезках, но прерывна с точки зрения всего кинопроизведения в целом; зрительный ряд - прерывен в кратчайших фазах своего развития, но непрерывен по фабуле. Такая противоположность позволяет обоим этим элементам взаимно поддерживать друг друга, сглаживать прерывность одного непрерывностью другого.

Онтологические противоречия между музыкой и киноизображением часто ведут к взаимодополнению и более глубокому взаимодействию и в другом смысле. Музыка не указывает нам на какие-либо конкретные десигнаты, она не "изображающее искусство". Как уже говорилось не раз, музыка всегда многозначна, изображение - всегда однозначно по своему содержанию. Когда они выступают вместе, зрительный кадр конкретизирует музыкальные структуры, музыка, наоборот, обобщает смысл изображения. На этом основано взаимодополнение обоих элементов.

При такой связи, естественно, меняется в известной мере характер их функционирования, музыка воспринимает кое что конкретное, что ей не присуще, а изображение преступает границы конкретности в сторону некоторого обобщения. На этом строятся кинематографические приемы, когда, например, музыка выступает как резюме, как вывод из предыдущих эпизодов, обобщая их выражение. По этой же причине музыка порою продолжает звучать, когда фильм уже закончен.
Обобщающий характер музыки в кино выражается еще и в том, что повторение одного и того же музыкального отрывка (в форме лейтмотива, вариационно измененного фрагмента) с художественной силой содействует интеграции фильма в его зрительном неуклонно изменяющемся развитии.

Как явствует из наших рассуждений, звуковое кино - это синтетическое искусство не только в том смысле, что оно связывает элементы разных искусств и соединяет их новыми обоюдными узами, но и в том, что оно преодолевает их внутренние противоположности в высшем диалектическом единстве.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.