КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Онтологические свойства музыки в кино

Всех этих возможностей автономная музыка не имеет. Так же, как она не может представлять изображаемое пространство, так она не представляет и изображаемого времени. Даже в синтетических формах, главным образом в опере, не она берет на себя задачу отображения пространства и времени, а семантические, сценические и прочие факторы, хотя она и может помочь им. В кино музыка в некоторой степени может это сделать, но только отчасти, не изменяя, впрочем, в связи с этим своей сущности.

Мы уже установили, что музыка в кино меняет некоторые свои онтологические свойства. Одно из них заключается в том, что здесь она порой может представлять изображаемое время, которое отличается от времени ее исполнения и не зависит ни от него, ни от времени восприятия ее слушателем, как иногда она может специфическим способом представлять и изображаемое в фильме пространство.

Следует подчеркнуть, что музыка меняет некоторые свои онтологические свойства не только будучи связанной с кино — то же самое происходит и в вокальных и сценических формах и даже в программной музыке, то есть повсюду, где в развитие музыкального произведения вовлекаются элементы не чисто музыкального характера. Эта форма все еще не разрешена музыкальной эстетикой Частично ею занимается Ж Бреле в уже упомянутой книге.

«Музыка в кадре», то есть музыка, относящаяся к содержанию определенной сцены фильма, представляет не только услышанную hic et nunc (Здесь и сейчас на латинском) в кинотеатре музыку, но принадлежит также к представляемому в данном фильме пространству и времени. Она вызывает у слушателя чувство раздвоения, о каком мы говорили в связи с ощущением пространства в момент восприятия фильма. Когда мы в «Юности Шопена» видим (и слышим) импровизирующего композитора, то музыка, которую мы слышим, представляет для нас не только время нашего нынешнего соприкосновения с этой кинематографически воспроизведенной музыкой, но также и время ее возникновения которое в биографии композитора очень точно «локализуется».

Звучащую в наше психологическое время запись мы переносим в кинематографически изображенное время, в «историческое» время фабулы. Когда в фильме «Варшавская премьера» мы слышим отрывки из показываемой нам премьеры «Гальки» Монюшко, мы даже ассоциируем это с определенной исторической датой, а именно 1 января 1858 года — днем премьеры этой оперы. Эта воспроизведенная в фильме музыка представляет не только само исторически «локализованное» произведение, но и его определенное исполнение, тоже «локализованное» в объективной хронологии. Вне кинофильма такая музыка не могла бы представлять определенное «историческое время».

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.