КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Опережающие действие звуковые элементы

Музыкальное предвосхищение, характеризующее содержание дальнейших сцен фильма, мы обнаруживаем в советском фильме «Златые горы» в сцене забастовки, где задолго до показа на экране приближения карательного отряда музыка резким, сулящим недоброе галопом сообщает о его прибытии и его действиях.Музыка намечает содержание ближайших сцен, служит импульсом для их зрительного воплощения. Но этот галоп одновременно выполняет и другие функции. Он представляет непоказанные части кинематографического пространства, движение в этом пространстве и даже информирует о характере происходящих событий. Асинхронность служит здесь основой интеграции нескольких различных по содержанию зрительных эпизодов.

Опережающие действие звуковые элементы могут также иметь значение импульса, определяющего дальнейшее развитие фабулы Пример этого — сцена из советского фильма «Петр I», где звон церковных колоколов служит для царя импульсом к действию, а именно он наводит царя на мысль о том, что если расплавить колокола, то можно получить медь, столь необходимую для развития промышленности в России. Тот же метод применен в итальянском фильме «Процесс против города»: слова песни, напеваемой героиней, как и весь характер этой песни в целом, заставляют судью понять, что причину совершенного убийства следует искать в предательстве мафии. Тут музыкальный фрагмент в своей естественной роли определяет дальнейший ход действия. Музыка не опережает действия, но причинно определяет дальнейшие его фазы.

Музыкальное предвосхищение, подготовляющее характер следующих сцен, может иметь место не только перед самыми сценами, но и задолго до них. В этом случае оно заранее дает некоторую общую характеристику одного из связанных с действием персонажей. В фильме Хитчкока «Окно во двор» уже в первой сцене встречи будущего убийцы с одной из соседок внезапный резкий диссонирующий аккорд бросает тень ужаса на образ старого господина Здесь музыка выступает не как причина развития следующих сцен и не подготовляет зрителя к их содержанию; она только совсем неясно, в общих чертах сигнализирует об уже чреватой конфликтом атмосфере, которая связана с этим образом.

Из всего изложенного мы видим, сколь различно может быть использована музыка в кино в качестве средства предвосхищения.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.