КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Организующая роль песни в развитии фабулы

В фильме «Большой вальс» (биографический фильм об Иоганне Штраусе-сыне) музыка используется чрезвычайно изобретательно и разнообразно, в манере, которая далеко превосходит уровень комедийных и опереточных приемов. То, как здесь показаны рождение вальса «Сказки Венского леса», победа музыки над равнодушием и рутиной, восторженная любовь героев фильма к музыке — все это высоко поднимает произведение над Уровнем фильмов «легкого» жанра.

В музыкальной кинокомедии или кинооперетте песня играет организующую роль в развитии фабулы; она представляет собой сжатую форму высказывания в узловых точках действия, средство характеристики героев, главную форму эмоциональной выразительности. У нее здесь другие функции, чем в опере: эти функции приближаются к функциям, выполняемым песней в реальной жизни. Разумеется, музыка и в кинокомедии должна быть мотивирована драматургией фильма, должна вносить в него что-то важное, новое. И в этих жанрах у нее довольно разнообразные функции, но здесь она всегда выступает в своей естественной роли, причем большей частью в виде песни, арии, дуэта. Нередко она скрепляет действие, является его кульминационным пунктом или связующим звеном.

Третий вид использования оперного жанра в кино, а именно вплетение музыкальных фрагментов в сюжеты фильмов из жизни артистов оперы, балета или оперетты, наименее проблематичен. Здесь соединяются все преимущества обоих видов искусства при сохранении специфики театральных форм, которые, будучи «цитатами», не нарушают хода фильма, а скорее его обогащают. Оперные фрагменты вплетаются в действие в качестве наглядных примеров из жизни киногероя. Они, как мир театральной фикции, противопоставляются другому, кинематографически изображенному миру.

Реальный характер мира кино подчеркивается тем, что мир оперы в фильме часто показывают, исходя из перспективы исполнительской техники, «из-за кулис». Если мир театральной фикции до известной степени является изображаемым миром «в квадрате» (опера в фильме, театр в фильме, порою даже фильм в фильме или телевидение в фильме), то изображаемый мир кулис и тому подобное, так же, как вся фабула фильма, принадлежит к реальному киномиру. Конечно, здесь опера никогда не дается в полном объеме, а только в отрывках.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.