КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

От чего зависит динамичность представления в кинофильме и театральной постановке?

Кроме того, темп развития самих временных процессов в фильме может быть иным, нежели в театре, В театре в пределах одной сцены или одного акта должно истечь «натуральное» время, то есть такое, какое потребовалось бы для изображаемого события в подлинной жизни. Кинофильм может, показывая короткие отрезки известных событий, конденсировать во времени развитие этих событий. В нем можно применить замедленную съемку, чтобы, например, показать, как распускается цветок,— явление, которое мы в реальной жизни не можем наблюдать во всех фазах. Процесс, который в реальности формулируется только отвлеченно (цветок распустился), фильм показывает нам наглядно в сжатом виде (цветок распускается).

Театр имеет только возможность перескакивать через промежутки времени, ибо в показываемом он вынужден придерживаться естественного темпа развития событий. Кинофильм может и сгустить события во времени и перескочить через отрезки времени. В театре такие скачки через, изображаемое время могут происходить только между большими отрезками, как сцены или акты, зато в кино - между самыми короткими эпизодами, ибо они нередко могут быть показаны, так сказать, «афористически», как pars pro toto (с латинского “Часть вместо целого”).
Таким образом, как при всегда одинаковом размере экрана в фильме можно показать различные размеры изображаемого пространства, так и время показа фильма, то есть примерно те полтора часа, во время которых длится киносеанс, может охватить действие, длящееся и один час, и десятилетия. Разница заключается здесь лишь в соотношении показанных фаз действия с непоказанными.

У театра кино заимствует форму драмы, живое слово, диалог, монолог — разнообразные, связанные с речью формы высказывания. Но кино использует слово совсем иначе, чем театр, ибо здесь действие показано главным образом зрительными средствами и диалог максимально сконденсирован. В театре речь — единственная форма развития действия, она представляет собой нечто непрерывное, как пение в опере, и является важнейшим средством взаимодействия между персонажами.

Актеры каждого из этих видов искусства пользуются в игре неодинаковыми средствами, и это доказывает, что роль актера в фильме иная, нежели в театре. В кино она менее значительна, чем в театре, несмотря на то, что актер и здесь в основном всегда находится на переднем плане. В фильме наряду с актером «играют» и предметы, и пейзажи; в театре — единственный, кто играет, это актер. Фильм без актера возможен, театральный спектакль — нет. Объем всего того, что может показать кино, настолько огромен, что значение актера здесь несколько умаляется. Он, конечно, остается одним из важнейших элементов фильма хотя бы потому, что он — человек, а именно на человеке сконцентрировано большинство художественных фильмов, но здесь он не такой единоличный властитель, как в театре. В театре только актер динамичен, в фильме динамичными могут быть все элементы зрительной сферы и от индивидуального стиля режиссера будет зависеть, сосредоточивает ли он свое внимание, и насколько, на живописных или театральных сторонах фильма, придает ли большее значение музыке или, наоборот, старается ее приглушить. Мы говорим порою о «театрализованных фильмах» — в тех случаях, когда в них доминирует речь, — или о «живописных», когда темп монтажа замедляется, чтобы подчеркнуть живописные достоинства фильма.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.