КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Относительное свойство звука

Точно так же меняются и свойства восприятия, связанные с пространственной локализацией источника звука. Физиология нашего уха и бинауральный эффект при приеме звуковых раздражений позволяют нам локализовать каждый звук по расстоянию и местоположению его источника; к объективным акустическим свойствам звука мы еще добавляем свойство, проистекающее от нашего пространственного положения по отношению к источнику звука, то есть относительное свойство. Звуковые волны, достигающие одного уха на какую-то долю секунды раньше, чем другого, информируют нас о том, раздается ли звук справа или слева, спереди или сзади.

Это относительное свойство звука отпадает в киномузыке; микрофон, записывающий звук, даже несколько микрофонов, принимающих его одновременно, так же, как и передача звука воспроизводящим механизмом, изменяют наш слух из бинаурального, воспринимающего двумя ушами, в монауральный, воспринимающий одним ухом. Ведь в кинозале звук раздается только из одного источника — из громкоговорителя, расположенного позади экрана. Таким образом, звук лишается своих пространственных свойств. Но мы настолько поддаемся внушению зрительного ряда, что, хотя достигающие нашего слуха звуки и шумы локализованы в одной точке, мы их относим в воображаемое кинематографическое пространство налево или направо, туда, откуда они должны раздаваться по смыслу данной сцены.

В кино мы субъективно сглаживаем недостатки техники, проистекающие от моноаурального слушания, вследствие этого субъективно дополняем слуховые впечатления свойствами, которыми раздражители объективно не обладают. Это тем более интересно, что воспринимаемые нами в кино звуковые явления, в противоположность зрительным явлениям, не принадлежат к изображаемому пространству, а звучат реально в нашем жизненном пространстве, а именно в кинозале.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.