КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Полная синхронность – первые звуковые фильмы

В 1926—1927 годах выходят первые звуковые фильмы, в которых музыка уже фиксируется на ту же пленку, что и изображение. Теперь техническая основа для полной синхронности музыки с визуальным элементом в фильме была налицо. Одновременно на пленку начинают записывать разговорную речь — совершенно другой вид звуковых явлений, несущий семантическую нагрузку. Это вводит в кино новые проблемы.

Новый аспект приобретает уже не только проблема музыки для фильма, но меняется и вопрос отношения фильма к готовой, ранее созданной, совершенно автономной музыке. Начинается экранизация опер и оперетт (такая участь постигла оперы: Гуно — «Фауст», Бизе — «Кармен», Вейля — «Трехгрошовая опера», Россини — «Севильский цирюльник», Верди — «Риголетто», позже Римского-Корсакова — «Садко», Чайковского — «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» и многие другие, а также большое количество оперетт. Эти обработки опирались на подлинную музыку и подлинное, правда, несколько видоизмененное, либретто. Не следует смешивать их с теми модернизациями, образцом которых может служить «Кармен Джонс» — фильм, где действие оперы Бизе переносится в негритянскую среду наших дней. «Опера в кино» несет с собой специфически новый комплекс вопросов), за ними входят в моду биографические фильмы о великих композиторах, где музыка составляет основное содержание действия; потом появляются фильмы, где все внимание сосредоточено на знаменитых оркестрах, джазовых коллективах или виртуозах-исполнителях. Джаз-банды (Эллингтон, Армстронг и другие) или выдающиеся виртуозы и дирижеры (Падеревский, Браиловский, Тибо, Стоковский, Казальс, Митропулос) сами участвуют в исполнении музыки, что сообщает фильмам документальный характер.

В биографических фильмах о великих композиторах (Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Глинка, Мусоргский, Верди, Гершвин и другие) мы наблюдаем часто злоупотребление в исполнении их музыки: в одних случаях она служит преимущественно фоном к различным сценам из жизни композитора и редко сама выступает на первый план; в других — произведения звучат в качестве иллюстрации отдельных сцен согласно замыслу кинорежиссера, но иногда в противоречии с замыслом композитора. Разрезанная на отдельные куски, сокращенная, порученная другим исполнительским составам, использованная в произвольном порядке, эта музыка представляет собой пример возмутительного искажения творчества композитора.

Более осмысленными оказались музыкальные фильмы, в которые вводилась подлинная народная музыка. В этих случаях, когда берется оригинальный фольклор, это может содействовать углублению художественной выразительности фильма. Такой вид использования музыкального материала мы часто находим на этом этапе в советских, бразильских, индийских и других фильмах.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.