КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Положения Эйзенштейна о систематизации связей музыки и кадра

Еще в период зарождения звукового кино начались первые попытки систематизации связей между музыкой и изображением или, более широко, между звуковой и зрительной сферой. Эти попытки делались с различных позиций; большей частью они основывались на анализе практических приемов режиссера и композитора, реже - исходили из последовательной эстетической системы. Мы хотим попытаться дать здесь краткий обзор этих методов систематизации.

Самой ранней попыткой подобной систематизации была знаменитая "Заявка" Эйзенштейна, Пудовкина и Александрова, в которой был сформулирован принцип противопоставления синхронности и контрапункта, нисколько не потерявший своего значения и до наших дней: в то время как синхронность лишь углубляет изображение, дополняет, а нередко только дублирует его, но не двигает вперед действия, зрительно-звуковой контрапункт развивает действие, внося в него нечто присущее только музыке, независимое от данного кадра, но все же имеющее к нему какое-то отношение.

В своих дальнейших работах Эйзенштейн развивает теорию синхронности и предлагает следующее деление: естественная синхронность, при которой звук относится к показываемому предмету (например, кваканье лягушки к изображению лягушки, грохот колес к изображению поезда и т. д.); художественная синхронность, при которой структура звучания, ритм и т. д. соответствуют движению кинокадра. И в связи со второй возможностью он вводит еще третью - хромофонию (Методом хромофонии Эйзенштейн работал в фильме "Иван Грозный", где он всей танцевальной сцене у царских опричников придал "красноватый колорит"), то есть соответствие тембра звука свету в кадре.

Исходя из ощущения глубокого внутреннего родства киноискусства с музыкой, Эйзенштейн переносит многие музыкальные понятия на методы построения фильма. Он говорит о "метрическом" монтаже по пропорциям и о "ритмическом" монтаже по акцентам, о "тональном" монтаже, о "модуляциях" света, "полифонии" изображения и звука и т. д. Применение всех этих понятий и факт плодотворного сотрудничества Эйзенштейна с композиторами, особенно с Прокофьевым, свидетельствуют о его глубоком Говоря о "кинопартитуре", Эйзенштейн утверждает, что в каждом кинокадре участвуют шесть элементов, создающих "многоголосный комплекс":

  1. фактура изображения, составляющая его атмосферу;
  2. конкретные зрительные элементы;
  3. их цвет, то есть их "цветовое воздействие" в пределах черно-белой палитры;
  4. звуковые элементы;
  5. элементы движения
  6. эмоциональные элементы.

Положения Эйзенштейна, опирающиеся на его всестороннюю творческую практику, одновременно говорят о его потребности обобщить свои выводы в систему понятии, разработать теорию кино и звуковых элементов в фильме.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.