КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Пределы возможностей восприятия

Еще более сложно переживание музыки в опере, где внимание слушателя одновременно направлено на понимание всех факторов сложного, многослойного произведения и на их взаимосвязь. Чем больше факторов приходится иметь в виду, тем сложнее становится процесс восприятия, тем больше психических актов происходит у слушателя и тем легче некоторые из этих факторов выпадают из центра его внимания. Поэтому пределы возможностей восприятия влияют на выбор художественных средств.
Ввиду разнообразия участвующих в фильме факторов и дифференциации внутри каждого из них кино требует особой установки восприятия, основой которой является одновременное целостное понимание нескольких планов развития. Но поскольку характер целостности в зрительной сфере строится по иным принципам, нежели характер целостности звуковых структур, психологические функции, которых кино требует от зрителей, чрезвычайно сложны.

Слушая музыку, мы объединяем горизонтальные и вертикальные звуковые комплексы в цельные фрагменты, то есть одни звуковые комплексы мы соединяем между собой, а другие отделяем один от другого. Короче говоря, мы создаем структуру того, что мы слышим. Со зрительными явлениями происходит до некоторой степени то же самое. Только из них мы создаем структуру на основе нашего жизненного опыта, исходя из их принадлежности к данному изображаемому предмету. В музыке определение структур происходит на основе ассоциативных связей, которые возникли в музыкальном представлении слушателя вследствие его музыкального опыта, то есть вследствие определенных слуховых навыков. Эстетическое и эмоциональное переживание музыки опирается именно на те основные акты, которые превращают звуковые структуры в музыкально осмысленные целостности, в музыкальные представления.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.