КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Примеры использования вульгарных шлягеров

Вот пример из советского фильма «Судьба человека», находящийся на грани эмоционального и идеологического комментария: звуки вульгарной музыки духового оркестра или шлягера «О донна Клара», сопровождающие сцену отбора заключенных в газовые камеры Освенцима, не только должны подчеркнуть ужасающее, нечеловеческое равнодушие одних людей к трагической гибели сотен тысяч других, но и служат в этом контексте для выражения морального осуждения.
Гротескный, слащавый «мотивчик» встречает людей, идущих, ничего не подозревая, в газовые камеры; фасад мнимой культуры наряду с дьявольским, планомерным массовым убийством, мнимая «повседневность» всей этой ситуации вместе с оптимистическим лозунгом «Труд освобож­дает» и уже дымящими печами крематория — весь этот контраст между содержанием сцены и содержанием сопровождающей ее музыки создают обе посылки художественного силлогизма, из которого кинозритель должен сделать правильный вывод.
Правда, до некоторой степени его вынуждает к этому уже одно сопоставление кадров, но именно в соединении с такой музыкой это делается гораздо сильнее. При использовании таких средств проявляется собственное отношение режиссера и композитора к показанным в данной сцене фактам, их оценка, их осуждение, которые они хотели передать кинопублике.
Таким же образом поступают режиссер и композитор в польском экспериментальном фильме «Жизнь прекрасна». Музыка выражает совершенно противоположное тому, что показано в кадре по принципу сознательного применения антитезы обоих факторов, благодаря чему она превращается в основу для возникновения третьего, нового качества, которое порождается именно этим противоположным соотношением обеих сфер фильма. Режиссер исходит из предпосылки, что зритель поймет это соотношение не как возникшее случайно, а как отрицательный комментарий и правильно истолкует такую противоречивость.
Так, при изображении искаженного болью лица летчика в самолете, летящем со сверхзвуковой скоростью, звучит песенка «C'est si bon»; к кадрам пляски мертвых Иеронима Боша дается рок-н-ролл, к кадрам марша инвалидов войны — разнузданный джаз, к трагическим кадрам, показывающим муки узников концентрационных лагерей, их трупы и черепа после сожжения, звучит песенка «Как ты мне нравишься» или «И музыка играет». Вульгарные шлягеры (причем текст этих шлягеров тоже вызывает отрицательный комментарий) звучат также при изображении атомного гриба. Последовательное применение такого резкого музыкально-зрительного контраста заставляет зрителя принять эту условность и одновременно сделать моральные выводы, возникающие при таком сопоставлении.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.