КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Примитивное применение техники лейтмотивов.

Иногда роль лейтмотива может выполняться определенным типом шумовых эффектов. Так в кинофильме «Ветер», наряду с музыкальным лейтмотивом странствий, применяется шумовой эффект — грохот поездов. Он сопровождает все тяжкие приключения группы комсомольцев. Глухой гул, скрежет, визг тормозов, шипение пара, крики толпы и другие звуки нарастают и ослабевают, но всегда создают фон, на котором развиваются все события фильма. Эти шумовые эффекты не только необходимый коррелят содержания отдельных сцен, но и символ самой дороги.
Для того чтобы лейтмотив действительно стал «лейтмотивом», необходимо, чтобы связь между определенным персонажем или определенной ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом была установлена с момента ею первого появления. Так режиссер вызывает определенные, желательные для него ассоциации зрителя. Каждое последующее повторение такого мотива, пусть даже в измененном виде, закрепляет эту связь и усиливает в нас чувство образного «смысла» данного мотива. В уме у нас возникает ассоциативная условность, действующая только для данного фильма.
Лейтмотивы, не имеющие достаточно четкого музыкального рисунка, либо вовсе не в состоянии вызвать желательные ассоциации, либо делают это с большим трудом. Для кинозрителей, не обладающих достаточной музыкальностью, драматургическое действие лейтмотива также остается нераскрытым. Слишком резкое и преждевременное изменение лейтмотива может также затруднить возникновение ожидаемых ассоциаций. И наконец, примитивное применение техники лейтмотивов может свести на нет выполнение им драматургических функций. Не заходя так далеко, как Эйслер, мы все же должны установить, что правильный и самый сильный эффект этого драматургически-формального средства в кинофильме прежде всего зависит от того, как его применяют и используют.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.