КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Принцип музыкальной сонатной формы

По мнению Гаврака, в 1920 году немой фильм «L'homme du large» был сознательно построен по принципу музыкальной сонатной формы, а в 1930 году фильм «Море воронья» построен по музыкальному образцу в репризной форме с контрастирующей средней частью. Стремления перенести принципы строения музыкальных форм на структуру фильма как законченного произведения уже имеют значительную давность.
Во французском фильме «Бальное карне» сделана попытка применить вариационную форму в качестве конструктивного принципа. Действие фильма состоит из ряда воспоминаний о различных балах, связанных с переживаниями героини. «Темой» вариаций служит здесь сама героиня и мир ее чувств, которые ассоциируются со старым бальным карне. С музыкальной стороны это мелодия вальса, которая вновь и вновь возвращается в различной обработке, и с каждым новым эпизодом оживляет воспоминания героини об одном из ее романтических приключений. К сожалению, в этом фильме драматургическая вариационная форма не находит полного соответствия в музыке.
В советском фильме «Человек идет за солнцем» тема «ребенок и солнце», разработанная в разных эпизодах по принципу вариационной формы, пронизывает весь фильм. Нормальной фабулы, какая бывает в игровых фильмах, здесь нет. Зрительный ряд построен по принципу музыкальной формы, и тема ребенка, бегущего за обручем, возвращается многократно, переплетаясь с другими темами.
На серьезную роль вариационного принципа в киномузыке указывает также Эйслер, ссылаясь на обработку «темы дождя» в одном из его фильмов. Недавно польский композитор Т. Берд положил в основу интеграции фильма «Самсон» форму вариационного цикла. Имеется немало фильмов, музыка которых более или менее близка даже к форме симфонии (см. «Песня о Цейлоне»).

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.