КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Принцип репризности в киномузыке

Мы уже многократно указывали, что в киномузыке лишь небольшие куски имеют непрерывное течение, которое к тому же совсем не всегда обладает характером законченного по форме целого. Даже в фильмах Чаплина, где достигнута музыкальная непрерывность, она никогда не имеет все время единой формы построения, напротив, в лучшем случае происходит нанизывание фрагментов, объединяемых более или менее единым стилем. Драматургическое единство, которому должны подчиняться музыкальные средства, уничтожает в фильме непрерывность музыкального развития и, по существу, субстанциальное единство.
В то время как в автономной музыке исходной точкой для композиции является представление об общем построении произведения, при сочинении киномузыки композитор руководствуется ее драматургическими задачами. Киномузыка не нуждается в больших формах, то есть в схеме одного какою-либо жанра, хотя в ней и могут появляться короткие законченные формы, такие, как песни, танцы и пр. Некоторые традиционные принципы теряют здесь свое значение. Например, киномузыка не может использовать принципа репризности, то есть завершения формы путем возврата к прежнему тематическому материалу, но зато превосходно применяет вариационную форму, то есть возврат темы в другом, переработанном виде, который каждый раз соответствует изменившейся ситуации.
Итак, некоторые принципы формы имеют смысл только в автономной музыке; там реприза или разработка получают свой архитектонически-энергетический смысл благодаря тому, что они заставляют слушателя сосредоточить свое внимание только на музыкальном течении и при этом апеллируют к его сознанию, где должны были удержаться исполненные прежде части произведения. При восприятии фильма это происходит несколько иначе, потому что все внимание сосредоточено на осознании развития действия, хотя понимание сюжета, разумеется, и требует воспоминаний о прошлых фазах фильма, повторений уже отзвучавшей музыки. То, что в разных жанрах чистой музыки составляет принцип единства формы, не может выполнять ту же функцию в киномузыке. Интеграция течения фильма совершается в зрительной сфере, но музыка — как это ни может показаться странным — именно в состоянии этому помочь благодаря своей способности меняться.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.