КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Работа композитора над киномузыкой

Здесь следует привести положения, которые сформулировал Хачатурян в результате своей долголетней работы в области киномузыки. По его мнению, эта работа требует от композитора следующего:

  • Он должен быть мыслящим человеком;
  • свободно владеть самыми различными формами — от монументальных симфонических до жанровых, маршевых, танцевальных, песенных и других, включая специфическую для кино «форму» — музыкальную натуру;
  • создавать конкретные музыкальные образы, дополнять характеристики людей и событий;
  • всегда оставаться под контролем основной идеи произведения, то есть писать не просто «хорошую музыку», а музыку, точно попадающую в драматургический фокус каждого кадра;
  • ориентироваться, в каких случаях следует добиваться полного сочетания с изображением и когда можно контрастировать с ним;
  • находить моменты, когда только музыка способна делать большие обобщения и когда кроме нее уже исчерпаны все средства воздействия;
  • уметь пользоваться возможностями, предоставляемыми широким составом оркестра;
  • хорошо знать технику записи, которая как всякий процесс исполнения, способна усиливать и ослаблять впечатление;
  • помнить, что переделка, дополнения и улучшения после записи невозможны».

Ко всему этому следует еще добавить, что композитор должен заранее определить расстановку психологических акцентов, определить, что представляет собой наиболее важное в зрительной сфере, учесть контрасты света и тени, резкость и расплывчатость изображения, ибо все это должно находить свой коррелят в сопровождающей кадры музыке. При всем этом ритм монтажа, темп зрительного и музыкального движения должен совпадать. Композитору следует выбрать тот или иной принцип сочетания звуковой и визуальной сферы: контрасты в одной сфере могут быть подчеркнуты контрастами в другой или, наоборот, сознательно сглажены. Кроме того, композитор должен выделить отдельные эпизоды зрительного течения и найти для каждого из них правильный способ звуковой обработки.

С этим связано также определение того, какие элементы звуковой ткани нужно подчеркнуть для выполнения определенных задач: когда наиболее уместно использовать агогические средства, когда выдвинуть вперед мелодический элемент и когда следует пользоваться эффектами инструментовки; в зависимости от различных функций музыки в фильме большую или меньшую роль играют те или иные ее конструктивные элементы. В этой области уже выработались определенные стандарты, и каждое новое их применение подтверждает это. Однако в их рамках всегда возможны индивидуальные, нешаблонные решения.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.