КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Разделение функций музыки от Корганова и Фролова

Сказанное в равной степени может относиться и к другому разделению функций, какое предлагают авторы Корганов и Фролов. Они противопоставляют две основные группы функций музыки в фильме:

  • музыка мотивированная, то есть внутрикадровая;
  • немотивированная, то есть закадровая. Каждая из этих групп включает в себя многие разнородные функции, кроме этого, как утверждают сами авторы, функции эти могут скрещиваться и переходить одна в другую. Критерием выделения определенных функций является, для авторов, роль музыки по отношению к драматургии кинопроизведения в целом. Они рассматривают музыку как фактор обобщения идеи фильма, как средство характеристики атмосферы, как вспомогательное средство в развитии действия, как характеристика среды и эпохи, как выражение отношения режиссера к предмету и т. п. Функции эти входят либо в группу мотивированной, либо в группу немотивированной музыки. Первый случай имеет место, когда музыка прямо связана с ситуацией, с героем фильма, когда показан ее источник, когда человек хотя бы упоминает или вспоминает о ней или когда она цитируется непосредственно как музыка и включается в развитие действия. Во втором случае музыка передает отношение режиссера к ситуации или образу, представляет собой комментарий, дополняет действие, обобщает образ, иронизирует и т. п.

Авторы делают попытку свести характер стиля отдельных фильмов к этим двум типам применения музыки и на основании преобладания одного или другого метода и вытекающих из него форм участия музыки классифицируют отдельные советские фильмы.

В обеих работах, на мой взгляд, классификация слишком обща, отдельные группы функций не исключают друг друга, границы между ними смазаны. Кроме этого, в них нет системы, которая вытекала бы из самой онтологической структуры кинопроизведения. Однако систематизация Корганова и Фролова достаточно последовательна: авторы дают анализ всех типов функций с точки зрения роли музыки в драматургии кинопроизведения.

Перейдем к систематизации, принятой в настоящей работе, опирающейся на те же принципы, по которым мы в нашей предыдущей книге исследовали функции музыки в кино.

На основе онтологического анализа в визуальной сфере мы теоретически выделяем четыре слоя, представленные зрительно всегда как единое целое и воспринимаемые один через другой. Это - внешний вид предметов, изображение предметов в движении, развитие фабулы кинофильма и, наконец, подразумеваемые психологические переживания героев фильма.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.