КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Развитие кинематографических средств

При восприятии художественных произведений одни зрители или слушатели извлекают больше, а другие — меньше, одни глубоко проникают в произведение, а другие — поверхностно; в кино, и в первую очередь в киномузыке, происходит то же: одни понимают даже самые тончайшие формы ее драматургических функций, а другие уходят из кино, даже не сознавая, что они слышали музыку. Бела Балаш даже заявляет, что большинство кинозрителей не слушает музыки сознательно, а слышит ее только тогда, когда ее нет. Этот парадокс говорит не столько против киномузыки, сколько против музыкальной культуры средних кинозрителей. Было бы чрезвычайно интересно после демонстрации фильма провести опрос среди зрителей, в каких фазах фильма они слышали музыку и в какой драматургической функции. Результаты такого исследования могли бы частично дать ответ на вопрос, слышит ли обычная публика музыку в кино и в какой функции музыка легче всего доходит до ее сознания как элемент всего произведения в целом.

Развитие кинематографических средств воспитывает и публику: зритель становится все более активным и может выполнять все более сложные интеллектуальные операции. Кино формирует не только контингента своих собственных зрителей, но и влияет на их отношение к другим искусствам и на самые эти искусства. Таким образом, в установке восприятия, которой требует киномузыка, имеется много новых свойств, сильно отличающихся от установки, необходимой для восприятия музыки в ее прежнем применении. Восприятие киномузыки углубляется все дальше, способствуя развитию и дифференциации музыкально-кинематографических средств. Но богатство средств со своей стороны содействует развитию установок восприятия и тем самым обогащает внутреннюю жизнь человека.

Кино развивает также у своих зрителей восприимчивость к его музыкальным средствам. Новые киномузыкальные условности постепенно вырабатывают у зрителей готовность устанавливать определенные связи, понимать все более сложные методы взаимодействия кино и музыки. Итак, психология восприятия фильма все более дифференцируется, и в ее рамках дифференцируется и психология восприятия музыки. Режиссеры рассчитывают на это и поэтому используют в фильме все более сложные приемы функционирования музыки.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру

Рекламная пауза
Интересные статьи


Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.