КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Роль, которую музыка играла в истории развития кинематографии…

Интересной попыткой в этом отношении является работа, недавно написанная одним из парижских эстетиков, Жоржем Аккаром, автор которой, анализируя специфику звукового кино, стремится па этой основе сделать выводы о единой системе искусств и ввести новые принципы классификации, деля искусства на те виды, которые требуют исполнения, и те, которые его не требуют. Кино стоит здесь на грани между двумя областями. В своих положениях о внутренней связи между звуковой и зрительной сферами в фильме Аккар широко использует мысли Жобера и Шеффера.

В органической принадлежности музыки к фильму ни Хантли с Мэнвеллом, ни Аккар не сомневаются. У последнего мы встречаемся с попытками дать онтологическое обоснование этой принадлежности, приближающееся к нашим выводам, сделанным в 1937 году.

Строгое теоретико-философское исследование, вытекающее из феноменологической концепции киноискусства, мы находим в одной из глав книги Романа Ингардена «Очерки об эстетике». Автор защищает положение о том, что звуковое кино есть искусство, соприкасающееся со многими видами искусства, но при этом он уделяет мало внимания проблеме всесторонних функций музыки в кино. Тем не менее, он приходит к определенному выводу, что музыка здесь только кажется сопровождением, в действительности именно музыка полностью завершает то, что чисто кинематографическим путем, через изображение, может быть показано лишь частично. Тем самым и он признает органическую принадлежность музыки к кинопроизведению как целому.

В 1960 году появилась примечательная работа Зигфрида Кракауера о теории и эстетике кино, седьмую главу которой автор посвящает музыкальным проблемам. Следует все же заметить, что, наряду с очень интересными главами о других компонентах звукового фильма, его рассуждения о музыке содержат мало нового, не считая попытки новой классификации ее явлений. Знаменательно лишь то, что автор признает очень важную роль музыки в фильме, тем самым противопоставляя свой взгляд известной формулировке Стравинского, будто «музыка в фильме имеет такое же отношение к драме, как ресторанная музыка к застольной беседе».

Уже после появления настоящей книги на польском языке (1964) была опубликована работа Алисии Хельман «Роль музыки в фильме», написанная с публицистической горячностью, хотя и не очень глубокая в научном отношении. В ней поднимаются такие проблемы, как ритм музыки и фильма, стиль киномузыки, ее специфика и т. д. Но она отрицает важность функционального сотрудничества музыки со зрительным кадром. Автор пропагандирует концепцию слитности звуковой и зрительный сфер, однако недостаточно освещает их эстетические принципы.

Суть ее позиции сводится к отрицанию кино как искусства вообще и к отрицанию роли музыки в кино в частности. Приведу две цитаты из книги Хельман, чтобы осветить взгляды автора: «С точки зрения киномузыки только одно подразделение имеет существенное значение, то есть подразделение технико-производственное. Входить здесь в эстетические подробности было бы излишним...», «Роль, которую музыка играла в истории развития кинематографии... доказывает, что мы имеем дело не с синтезом искусств на основе техники, а с совершенно новым качеством, для которого название искусства быть может недостаточно».

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.