КиноМузыка.Ру
Роль музыки в создании кинофильма

Сценические элементы в кино и в театре

Хотя и в кино изображенный мир, как уже неоднократно говорилось, только «кинематографический мир», но его явления, правда, показанные только в виде фотографий, носят гораздо более реальный характер. В фильме все реквизиты реальны, в опере, за исключением людей, — нет. Кулисы существенно способствуют снятию реальности с изображаемого мира. Вот почему экранизация оперы вызывает в зрителе двойственность установки: оперная и кинематографическая установки не совпадают, а в тех случаях, когда они даже до некоторой степени совпадают, в них все равно проявляется внутреннее противоречие. Человеческие образы, реквизит, особенно декорации меняют свой онтологический характер, свои «формы существования», они функционируют иначе.

Сценические элементы в кино и в театре тоже действуют очень по разному. В опере преобладает контраст между неподвижными кулисами, что связано с условностями, и чисто «иллюзорным» впечатлением, с одной стороны, и настоящими, живыми, более или менее подвижными актерами — с другой. В кино «живут», во всяком случае двигаются, меняются, оба эти фактора. Пусть движения человека в фильме — это его собственные движения, а движение реквизита — результат движения камеры, и тем не менее оба производят впечатление динамических. В фильме «играет» вся зрительная сфера, в опере — только человек.

Экранизированная опера может и должна пользоваться всеми реквизитами зрительной сферы, какие сценической опере были неизвестны. Кино может обогатить ее не только в смысле содержания, но и дать новые средства и способы показа: крупным планом, выхватывая отдельные части, снизу, сверху, во всех подробностях. В кино можно показать один сжатый кулак, который «играет» выразительней, чем вся фигура Ионтека, поднимающего на Януша свой гуральский топор (опера «Галька»). В опере это невозможно: в ней всегда все рассчитано на более далекое расстояние между сценой и зрителем. И, конечно, «поющий» кулик как кинематографическая условность столь же мало приемлем, как и Герман, который умирает oт выстрела в живот и при этом поет с сомкнутыми устами, на с отчетливой дикцией.

С другой стороны, в кинематографической редакции «народных опер», где требуется сложное оформление, могут производить сильное впечатление те элементы, для которых масштабы театральной сцены недостаточны. Как пример можно привести великолепную экранизацию оперы «Садко» Римского-Корсакова. Но при экранизации опер с более глубоким психологическим содержанием, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие, все описанные выше несоответствия резко выступают наружу.

Интересные статьи:

Рубрики

Архив КиноМузыка.Ру



Правдивое описание истории музыки из фильмов - КиноМузыка.Ру. Информация для пользователей.